В школах Свердловской области на этой неделе официально началась вторая серия дистанта, или, как всегда уточняют чиновники, «обучения с использованием дистанционных технологий». По указу губернатора на удаленке учатся ребята с шестого по одиннадцатый класс (хотя есть шанс, что ученики выпускных девятых и одиннадцатых все же вернутся за парты раньше, чем другие).
Дебют всеобщего дистанта, напомним, случился весной, сразу после чуть подзатянувшихся весенних каникул. Начался он грустно: дружно обвалились сразу несколько электронных платформ, после этого многие учителя вообще махнули на них рукой и ограничились рассылкой заданий в чаты. На этот раз нам пообещали, что все будет хорошо: учителя подготовились, прокачали свои технические навыки, прослушали вебинары, школы нашли методики и оборудование.
Судя по тому, что в первые дни нового дистанта нашу редакционную почту не завалили жалобами на организацию учебного процесса, все, действительно, не так плохо (либо все уже привыкли и ничему не удивляются).
Мы попросили родителей школьников рассказать, как дети теперь учатся дистанционно. А учитель и заместитель директор школы поделились своим опытом, рассказав, что они придумали за полгода и как второй сезон дистанта отличается от первого.
Говорят родители
Ольга Светлова:
— Я уж, было дело, подумала: ну, сейчас заживем на дистанте. Ан нет. Еще кому-то везет и дают ссылки на видеоуроки, у нас обошлось портянкой заданий. Причем сначала квест — собери и выпиши все задания. Один выложил задания в чате, второй — в электронном журнале, третий — на почте, четвертый — в вайбере. И отчитываться так же — каждому учителю разными путями доставь.
Юлия Бабушкина:
— У нас все задания в «Сетевом», и ссылки там сразу на платформы. Заходишь в сетевой дневник — и все там. Школа № 59. В мае был трындец, ну сейчас пока нормально.
Юлия Нестерова:
— Все уроки онлайн в Zoom по расписанию. Но много учителей болеет.
Екатерина Конник:
— Школа № 71. Все нормально. Уроки проходят в Zoom, как обычно, задают домашнее задание. Все как в школе. Единственное, что сидим дома, а не в школе. Мне так больше нравится.
Евгения Нестеренко:
— Выставили задание в «Сетевом городе», а дальше сами. Завтра география в Zoom, посмотрим.
Светлана Удинцева:
— Сын в девятом классе. Было четыре урока онлайн на платформе Zoom и два урока — просто задания в «ЯКласс». Завтра тоже один урок в онлайне и другие уроки на платформе «ЯКласс». И так до пятницы вся неделя уже расписана: какие-то уроки в онлайне, какие-то — на платформах «ЯКласс» и «Учи.ру», и просто задание от учителя по учебнику.
Лилия Чебыкина:
— Подготовились учителя однозначно лучше, чем весной. Платформы Zoom, Discord, «Учи.ру», «ЯКласс». Онлайн-уроки по основным предметам, задания по другим. Пока терпимо. Шестой класс. Школа предлагает ноутбук для тех, кому требуется. Все стараются как могут, но школу не заменить.
Говорят учителя
Анастасия Павлова, учитель математики и информатики в екатеринбургской школе № 18:
— Я бы сказала, что дистант — это лучшее, что со мной случилось в моей педагогической деятельности. Я молодой педагог, нас в университете готовили ко всему, но не к этому. В период дистанта появилась возможность проявить себя творчески: использовать разные инструменты и технологии. Весной, когда мы все оказались в новых условиях, сначала доску помогла заменить документ-камера при условии проведения урока через Zoom, а также у школы был опыт использования платформ «ЯКласс», «Учи.ру» и других. Сейчас намного больше инструментов и опыта использования дистанционных технологий, и дети по сравнению с весной стали более организованными, потому что этот формат для них уже привычен.
— Вы преподаете один из самых главных и сложных предметов — математику. Насколько сложно проходить материал дистанционно, давать новые темы?
— Намного сложнее, чем с информатикой, конечно. С информатикой вообще проблем нет: дети в интерактиве осваивают материал, решают задачи, одиннадцатые классы выполняют лабораторные работы. По математике использую разные формы — это и онлайн-уроки в Zoom, и интерактивные квесты, и игровые тесты через онлайн-сервисы, также помогают интерактивные доски Jamboard. Геометрию в седьмом классе только начали изучать, важно сделать акцент на оформление задач, поэтому новый материал лучше преподавать в онлайн-трансляции. В конце урока необходимо получить обратную связь. Это может быть соревновательная викторина или индивидуальный опрос, которые покажут, насколько понятен материал детям.
— Насколько реальные знания показывает такой контроль? Всегда же есть риск, что в семье есть очень умный папа или мама, которые стоят за спиной и тихонечко подсказывают.
— Бывали такие моменты вначале, когда родители не могли удержаться и помогали, но постепенно они начали осознавать, что если будут так подсказывать, то лишат своих детей возможности самим узнавать что-то новое. Мы с родителями тоже встречались онлайн, обсуждали, что не получается, чтобы избежать сложностей и пробелов в знаниях детей.
— Если все хорошо получается, то чего на самом деле не хватает при дистанционном обучении?
— Не хватает детей самих. Не та энергия. В классах у нас часто возникают споры, диспуты по поводу каких-то решений, дети бывают эмоциональны. Этих эмоций не хватает. Дистанционные технологии нас очень спасают сейчас, но душевности очень не хватает.
Ксения Рыбина, заместитель директора екатеринбургской школы № 102 (победитель конкурса «Учитель года — 2018»):
— Мы сейчас уже более опытные в работе на дистанте, учли трудности, которые были весной. Подготовили технику, кабинеты, учителя прослушали множество вебинаров и курсов. Весной можно было наблюдать и некую растерянность во взаимодействии учителей, учеников и родителей, теперь же система выстроена четко.
— Как проходят уроки?
— Мы формируем расписание обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий. У нас есть разные формы. Не только онлайн-уроки, есть заочные задания, проектная деятельность, видеоуроки. Конечно, онлайн-уроки по-другому строятся, должен быть свой подход, своя структура. Но у нас и молодые педагоги, и опытные учителя включились в дистанционное обучение вполне успешно. Вся информация публикуется в электронном дневнике. Для проведения онлайн-уроков кабинеты учителей полностью оборудованы.
— А расписание все привязано к определенному времени? Четко один урок идет за другим?
— Привязка ко времени есть только у онлайн-уроков. Они проводятся только в первой половине дня. Остальные задания, которые предполагают самостоятельную работу, ко времени не привязаны. Вообще сейчас обстановка спокойнее, чем была весной. У всех уже есть понимание, как организовать дистант, но, несмотря на это, дети скучают по общению, хотят учиться очно.
— Что показали проверочные работы, которые прошли в первой четверти? Были очевидные пробелы в знаниях из-за дистанта? Особенно в начальных классах…
— Результаты для нас были предсказуемы. Пробелы в каких-то отдельных темах и некоторых предметах были, и это естественно. Многое и просто подзабылось за лето, это закономерно. Но учителя в первой четверти постарались скорректировать программу и выровнять ситуацию, и ребята вошли в привычный для них и нас темп.
Напомним, по данным на 10 ноября, всего три класса в трех екатеринбургских школах были отправлены на дистант из-за случаев коронавируса, и речь идет о первых-пятых классах, поскольку остальные и так учатся дистанционно.
Почитайте интервью с новым главой департамента образования Екатеринбурга Константином Шевченко — мы поговорили, конечно, и о том, как школы подготовились к дистанту и какой опыт успели получить весной.
Вопрос к родителям и ученикам, которые сейчас на дистанте: как вы оцениваете организацию учебного процесса в вашей школе?