Все новости
Все новости

Что делать, если ребенок не говорит? Логопед из Екатеринбурга — о том, почему возникают проблемы с речью

Надежда Рябцева рассказала, что считается нормой, а когда малыша стоит сводить к дефектологу

Надежда работает детским логопедом в школе и часто отвечает на вопросы мам и пап

Поделиться

Надежда Рябцева работает учителем-дефектологом в школе № 16 Академического района. Она нередко общается с мамочками, обеспокоенными речью своего ребенка. При этом не всегда родителям нужно бежать к логопеду, ведь детский лепет в определенном возрасте всё еще считается нормой, а с какими-то нарушениями можно справиться и самостоятельно.

Специалист рассказала, когда нужно бить тревогу и по каким причинам к ней обращаются чаще всего. Прочитайте ее авторскую колонку об этом.

«Нужен ли моему ребенку логопед?» Этот вопрос нередко задают себе родители. Многие думают, что мы занимаемся только постановкой и коррекцией произношения звуков. На самом деле наша область деятельности шире: мы работаем над развитием речевого слуха, просодическими компонентами (то есть темпом, ритмом, интонацией, паузами в речи), обогащением словарного запаса, улучшением грамматического строя речи ребенка.

Обратиться к логопеду, конечно, можно в любом возрасте ребенка. Например, если у малыша не появился лепет, нет зрительного контакта с окружающими, наблюдаются плохая память, рассеянное внимание и так далее.

Обычно проблемы с речью у ребенка возникают именно в детсадовском возрасте, уверена специалист

Обычно проблемы с речью у ребенка возникают именно в детсадовском возрасте, уверена специалист

Поделиться

Если у ребенка в полтора года не появилась фраза, то логопед поможет оценить состояние общей моторики, артикуляции, тонуса языка и губ, понимание обращенной к ребенку речи, разобраться в причинах нарушений.

Нередко причины могут иметь органический характер, то есть они связаны со здоровьем ребенка. В таком случае требуется помощь врачей — например, ортодонта или невролога.


Если ваш ребенок понимает, что говорят другие, но сам не говорит, не стоит пытаться вызвать речь фразами: «Скажи!», «Повтори!», «Я опять тебя не понимаю». Играйте с ребенком, задавайте ему вопросы, отвечайте на них сами, многократно повторяйте слова в игре, в бытовых ситуациях. Старайтесь давать ребенку четкие простые инструкции (например, «Бери воду и неси папе», «Кати мяч»), не сопровождая все свои реплики жестами.

Иногда родителей беспокоит отсутствие в речи сына или дочери только конкретных звуков. В этом случае вы можете попробовать самостоятельно заниматься дома с малышом по интернет-материалам, но, как правило, сложно самому организовать регулярные занятия.

Порой родители не замечают тех нюансов произношения, которые видит специалист. Более того: нередко дефектное произношение звуков может быть вызвано нарушением тонуса языка, особенностями строения челюсти, поэтому самостоятельно тут не справиться даже самым ответственным и организованным родителям.


Бывает так, что к логопеду родители приводят ребенка в возрасте семи-восьми лет, когда начинаются проблемы в школе с письмом и чтением. Корнями эти проблемы уходят в дошкольный период развития ребенка, но это не значит, что ребенку уже нельзя помочь. Просто потребуется больше времени, сил и материальных вложений.

Кроме плохой речи, у детей-дошкольников бывает еще одна проблема — часто малыши трех-четырех лет кусаются. Мы разобрались вместе с психологами, в чём тут дело. Если же ваше чадо не умеет сидеть на месте, никогда не слушает вас или учителя до конца и не умеет играть в тихие игры, вполне вероятно, что у него синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Подробнее о том, что это такие и как лечат гиперактивных детей, мы рассказывали в этой статье.

Также ранее педиатр объяснял, как укрепить детский иммунитет.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2