Встречались ли вам совершенно неугомонные дети? Они не могут выдержать полет в самолете и пинают спинку вашего кресла, бегают по поезду с громкими криками, вечно срывают уроки и дерутся в детском саду. Или, например, достают учителей, кричат на уроках, как это произошло в екатеринбургской школе № 52, где третьеклассник чуть не задушил одноклассницу.
Всё это — признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Мы решили выяснить у специалистов, что это за заболевание и почему оно возникает. Ответы — в этой статье.
«Что-то щелкнуло — ребенок тут же отвлекся»
Важно понимать: гиперактивность ребенка не означает, что родители его плохо воспитали, дело в нарушении работы нервной системы.
— Классическое проявление синдрома — это как раз-таки дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность и дополнительно несколько факторов в виде статико-моторной недостаточности, проблем с письмом, с чтением и так далее, — рассказывает Инна Еганова, детский врач-невролог клиники «УГМК-Здоровье». — Это требует очень четкой дифференцировки: или это поведенческие нарушения вследствие воспитательного подхода, или это неврологическая история.
Дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность: заболевание держится именно на этих «трех китах», у каждого из которых есть свои признаки. Плюс врачи выделяют дополнительные симптомы, например моторную недостаточность.
— Что-то щелкнуло — ребенок тут же отвлекся. У них проблемы с самоорганизацией, они не могут сложить в сумку вещи до конца. Они постоянно двигают руками, ногами, то есть совершают бесцельную деятельность. Ножки топают, ручки что-то трогают. Они очень торопливы во всех своих реакциях. Если мы задаем какой-то вопрос, такой ребенок, не дослушав, тут же начинает что-то делать, отвечать, — объясняет невролог.
Часто бывает, что именно из-за своей торопливости дети с синдромом ввязываются в драки: это гиперреакция, возникающая из-за обиды, раздражения, неумения проигрывать. По мнению психотерапевта, кандидата психологических наук Екатерины Седовой, ключевой признак, позволяющий отличить просто непослушного ребенка от гиперактивного, — произвольность действий.
— Когда ребенку становится любопытно, он может на предмете интереса сосредоточиться, а в других ситуациях отвлекается (когда, например, задание скучное), это нормально. Однако там, где ему вроде бы интересно — скажем, он начинает смотреть какую-то книгу или игрушку и вдруг ее отбрасывает, — можно заподозрить СДВГ, — уверена Екатерина Седова.
«И самое главное: эти признаки должны наблюдаться на протяжении некоего периода времени»
Потому что иногда у ребенка возникает подобное поведение как реакция на какие-то стрессовые обстоятельства. Но если мы знаем, что он всегда был излишне подвижным и неусидчивым, то можно задуматься о наличии данного синдрома, — добавила эксперт.
В чём корни проблемы?
Все перечисленные проявления говорят о незрелости нервной системы, когда организм не может дать адекватную реакцию на внешние раздражители в окружающем мире. Причин возникновения СДВГ много, основная из них — сложная беременность и тяжелые роды.
— У зрелой нервной системы все наши внешние раздражители обрабатываются качественно, мы выдаем адаптивные ответы. При незрелости все эти стимулы являются избыточными, и нервная система выдает гиперответную реакцию в виде условно-поведенческих нарушений, — объяснила невролог Инна Еганова. — Нервная система может не дозревать по ряду причин: это могут быть проблемы во внутриутробной жизни у ребенка, перенесенная гипоксия, отягощенный мамин анамнез, когда были какие-то сложности, когда должна была пройти дифференцировка по тканям головного мозга. Роды могут быть сложными или первый год жизни прошел тяжело.
«Если нервная система не дозревает, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и обработка информации идет недостаточно качественно»
По разным оценкам специалистов, в России от 7 до 16% детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. К сожалению, родители не всегда заинтересованы в постановке диагноза, поэтому реальные цифры могут быть больше.
Доцент кафедры психотерапии РНИМУ им. Н. И. Пирогова Екатерина Седова согласна с коллегой: часто определенные зоны мозга подвергаются негативному воздействию именно в период беременности.
— СДВГ связывают с дефицитарностью стволовых и подкорковых структур, а также с несформированностью функций лобных долей, — объясняет Екатерина Седова.
Кроме того, имеет место наследственный фактор. Если у близких родственников: мамы, папы, братьев и сестер, даже двоюродных, были проявления синдрома — можно ожидать его и у своего ребенка.
— Чаще это мальчики. Сейчас проводятся исследования определенных генов, отвечающих за регулировку дофаминовых обменов, которые вызывают такое поведение у ребенка, — добавляет Инна Еганова.
Когда бить тревогу?
Впервые синдром дефицита внимания и гиперактивности становится очень заметным, когда ребенок отправляется в детский сад или в школу, то есть на первых этапах социализации. Екатерина Седова уверена, что приблизительно в четыре года уже можно сказать, есть ли у ребенка проявления СДВГ. В любом случае за диагностикой лучше обратиться ко врачам (психиатру и неврологу).
— Обычно годам к четырем ребенок может сосредоточенно заниматься каким-то делом: достаточно долго играть в одну игру или рассматривать картинки в книге, — объяснила психотерапевт. — В противном случае можно говорить о СДВГ, но не нужно заниматься гипердиагностикой и сразу самим ставить диагноз. Некоторым людям, особенно пожилого возраста, обычный непоседа может казаться гиперактивным.
Особенно тяжелым периодом для гиперактивных детей становится подростковый возраст.
— Такие дети в связи с особенностью восприятия информации и ее переработки выходят в агрессивное поведение, это дети-путешественники, — считает невролог Инна Еганова.
«И путешествуют они не потому, что дома плохо, а потому, что они не могут зафиксировать внимание, им нужно постоянно переключаться»
Что будет, если не лечить?
Синдром остается с человеком и во взрослом возрасте. Нередко СДВГ страдают люди, которым не удается себя реализовать. Например, они часто меняют работу. Заметить проявления заболевания можно, например, по тому, как человек что-то постоянно крутит в руках.
— Порой у таких людей интеллект чуть выше среднего, но они не могут себя реализовать во взрослой жизни, потому что они не могут удержать целевую деятельность, — рассказала невролог Инна Еганова. — Например, это опасные водители на дорогах. Это люди, которым тяжело выстроить личные отношения в семье, потому что они переключаются. Конечно, это крайние проявления.
Тем не менее некоторые признаки СДВГ могут пройти самостоятельно, считает Екатерина Седова. Это происходит, когда нервная система детей начинает активно развиваться, пусть и с опозданием.
— В возрасте 11 лет функции лобных долей активно развиваются. С этого момента у части детей могут сходить на нет импульсивность, повышенная потребность в движении. Со временем некоторые симптомы гиперактивности иногда уходят или становятся не такими выраженными, — рассказала психотерапевт.
«Нужно помнить, что есть симптомы, связанные и с гиперреактивностью, и с дефицитом внимания — который, кстати, может остаться с больным на всю жизнь»
«Набеситься» — не выход
Из-за того, что нервная система не может выдавать адекватные реакции, такие люди часто выпадают из социума. Поэтому синдром необходимо корректировать, и не обязательно с помощью таблеток: методик огромное количество, и все они индивидуальны. Например, для ребенка нужно найти способ выплеснуть энергию, но ее необходимо направить в нужное русло. То есть просто «набеситься» — не выход.
— По лечению — это всегда комплексный подход. Мы не можем только препаратами вылечить СДВГ. Это всегда направленная физическая активность. Если ребенка просто выпустить и сказать: «Беги!» — он просто побежит, а нужна направленная деятельность. Рекомендуется посещение спортивных секций в стабильном режиме, но это должны быть секции без соревнований и без агрессивной составляющей, — уверена невролог Инна Еганова. — Потому что они и так импульсивные, у них резкие движения, и если это боевой вид спорта, ребенок в некомфортной для него ситуации может начать проявлять агрессию.
Лучше всего в качестве терапии для ребенка подойдут плавание, лыжи, бег на длительные дистанции, велоспорт, туризм и скалолазание. Наиболее частый способ лечения, по словам Екатерины Седовой, — психокоррекция или сенсомоторная коррекция, построенная на физических упражнениях.
— На Западе применяется медикаментозная терапия. Однако эти лекарства запрещены к применению в России, так как считается, что они могут вызывать зависимость. Конкретной медикаментозной терапии у нас нет, но есть перечень препаратов, которые назначают неврологи, — объяснила ученая.
«У нас бытует мнение, что гиперреактивность — избыток энергии. Очень важно понимать, что это заблуждение»
На самом деле сейчас говорится о том, что у детей с СДВГ есть дефицит энергии и хаотичное движение. Попытка восполнить дефицит (как, например, утренняя гимнастика) помогает прийти в бодрое состояние, — добавила Екатерина Седова.
Особый режим и внимание к ребенку
Большой ошибкой родителей будет критиковать таких детей, ведь контроль за нервной системой им просто неподвластен. О том, что у ребенка есть заболевание, должны знать и в школе. Такого ученика нужно попросить посадить поближе к учителю, но точно никак не за последнюю парту. К занятиям с ним обязательно нужно подключить психолога.
— Такие дети быстро истощаются при всей своей активности. Им нужны периоды отдыха дольше, чем для обычного, среднего ребенка, у них должно быть чередование нагрузок, — пояснила врач-невролог.
«Нежелательно с ними ходить в места, где скопление людей. Это огромное количество раздражителей, ребенок истощается, превращается в неуправляемого»
Конечно, у них должно быть очень четкое дозирование всех гаджетов, потому что нервная система очень перегружается за счет незрелости. Нужен единый воспитательный подход. К таким детям нельзя предъявлять завышенные требования, тогда они попадают в зону неуспешности и будут не готовы вообще работать, — предупредила Инна Еганова.
Важно также соблюдать режим дома, это поможет нервной системе быстрее восстановиться. Екатерина Седова порекомендовала родителям гиперактивных детей нанять тьютора — это человек, который будет сопровождать ребенка в школе. Это необходимо, если обычный учитель справиться со школьникам совсем не в силах.
— Это подходит для достаточно тяжелых случаев. С тьютором, например, можно выйти в середине урока и несколько минут позаниматься физическими упражнениями. Это идеальный вариант, — добавила Екатерина Седова. — Сейчас считается, что самый легкий способ отвлечь ребенка — дать ему гаджет. Вот от этого хотелось бы предостеречь. Дети с СДВГ могут быть крайне склонны к зависимому поведению.
Родители, не забывайте о себе!
Кандидат психологических наук Екатерина Седова уверена, что поддержка нужна не только детям с СДВГ, но и родителям — прежде всего мамам.
— Абсолютно универсальный совет: мама по возможности должна общаться с психологом. Представьте, что родителям регулярно жалуются на ребенка, и это происходит с детского сада. Мама постоянно в ситуации, когда она становится жертвой общественного мнения. Даже в общественном транспорте ей могут сделать замечание, что ее ребенок невоспитанный. Конечно, это очень травмирует, — считает Екатерина Седова.
Ранее педиатр рассказывал, как повысить детский иммунитет. А по этой ссылке вы найдете полезную инструкцию от педиатра, как правильно сбивать температуру у ребенка.