E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, без осадков

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

746мм 94%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Образование репортаж Сюда попадают все скандальные дети: кто и как в Екатеринбурге решает школьные конфликты

Сюда попадают все скандальные дети: кто и как в Екатеринбурге решает школьные конфликты

Репортаж из единственного в городе Центра психологической поддержки учеников и учителей

В «Диалоге» для детей проводят индивидуальные беседы с психологом и групповую терапию

— В школах учатся разные дети: и благополучные, и успешные, и с трудностями, и с проблемами, но у нас специфика такая к нам не приходят рассказать, как хорошо и весело живут. Часто к нам идут с острой проблемой, — говорит педагог-психолог Анна Верещака.

В стенах небольшого двухэтажного здания на 8 Марта, 55а находится Центр психолого-педагогической поддержки «Диалог», куда родители и подростки со всего Екатеринбурга идут за помощью в решении конфликтов, будь то травля в школе, мысли о самоубийстве, развод мамы и папы и даже смерть одного из членов семьи. Здесь дети собираются в группы поддержки, проходят профориентацию, а еще ищут мотивацию учиться.

В каждом из кабинетов стоят книги по психологии и игрушки

В коридоре тихо, у небольшого столика сидит девочка, ей не больше семи лет. У девочки отличное настроение, она раскрашивает очередную принцессу на картинке и ждет маму, голос которой раздается из-за соседней двери. На двери табличка — «Идет консультирование», а внутри — два мягких кресла и еще один стул напротив. Из шкафа выглядывают игрушки, в углу стоит песочница с машинками и грабельками. Посередине стол, на котором открытая упаковка салфеток. Она тоже нужна в работе психолога — мало кто уходит отсюда без слез.

«К 15 годам я видел практически всё»

По словам психологов, самые сложные ситуации чаще всего происходят в шестых, седьмых и восьмых классах

За помощью в «Диалог» обращаются и родители, и дети, и учителя. У всех есть свои «болевые точки». Например, дети чаще всего говорят: «Родители меня не понимают» или «У меня нет мотивации», а учителя не могут найти общий язык с непослушными учениками, а иногда и с родителями.

Основной запрос, с которым обращаются к психологам, касается отношений между ребенком и мамой или папой. Не зря говорят, что все проблемы идут из семьи.

— Детско-родительские отношения являются основой многого: стрессов, конфликтов, буллинга. И не сказать, что это родители какие-то несостоятельные, просто дети меняются, а родители не успевают этого замечать, — считает педагог-психолог Анна Верещака. — У подростков часто совершенно нет мотивации, они перегружены секциями, путешествиями. Говорят: «Я уже ничего не хочу и понимаю, что к 15 годам я видел практически всё».

Анна Борисовна Верещака — педагог-психолог центра «Диалог» и куратор направления медиативных технологий, руководитель городской службы примирения и руководитель проекта «Школа юного медиатора».

Таких детей направляют на групповые тренинги или индивидуальные консультации. Главное, чтобы желание работать было не только у ребенка, но и у родителей.

— Маргинальные семьи — это не про нас, — говорит Анна Верещака. — К нам приходят родители, которые настроены что-то изменить, понимают, что и они в чем-то недоработали. Если есть готовность, уже легче работать с ними, даже если проблема тяжелая.

Юлия Соболева руководит центром психолого-педагогической поддержки «Диалог»

Даже у малышей, которые только пошли в детский сад, есть свой, особый набор проблем.

— Например, это адаптация, — объясняет руководитель центра психолого-педагогической поддержки «Диалог» Юлия Соболева. — В два года обследовать ребенка, конечно, сложно, хотя есть методики, которые помогают работать с такими детьми: арт-терапия, сказкотерапия, песочница и многое другое.

Записаться на консультацию в центр «Диалог» можно по телефонам 251-29-04 и 251-47-51. Это бесплатно.

«Уберите его из класса!»

Первый проект центра — городская служба примирения. Учителя, педагоги-психологи или родители сообщают о ситуации в департамент образования. Там формируют заявку в «Диалог», тогда специалисты выезжают в школу.

По словам директора центра «Диалог» Юлии Соболевой, самые трудные ситуации возникают в шестых, седьмых и восьмых классах:

— Например, ближайший случай. В классе произошел конфликт между родителями одного ребенка и родителями детей остального класса. Предмет — особенное поведение школьника, не устраивающее других. Специалисты центра выезжают на встречу с родителями, с педагогами для того, чтобы этот конфликт попробовать разрешить.

В кабинете психолога очень уютно, вместо пластмассовых стульев мягкие кресла

Это очень сложная работа, на которую иногда уходит несколько месяцев.

— Когда поступает официальная бумага — это одна информация, а когда ты встречаешься с участниками конфликта — может проясниться совсем другая картина, нужно много времени и сил, чтобы просто разобраться в сути произошедшего, — говорит Анна Верещака. — Встречаемся с каждой стороной отдельно, выясняем причины, потом обсуждаем ситуацию со всех сторон (конфликтующие стороны и администрация школы), возможности для ее разрешения.

«Сейчас родители очень любят писать: "Уберите этого ребенка из класса". Мы стараемся найти между конфликтующими точки соприкосновения»

Проблема со школьниками, терроризирующими классы, не редкость. Мы рассказывали, что в школе № 52 третьеклассник чуть не задушил девочку, похожая ситуация и в школе № 208, где мальчик регулярно доводит своих одноклассников и даже учителя.

Переводить такого ребенка из одной школы в другую часто бессмысленно, уверены психологи. Иногда нужно найти к нему особенный подход (хотя это бывает непросто) не только учителю, но и одноклассникам.

Психолог Анна Верещака уверена, что многие дети устраивают конфликты в школе из-за проблем в семье

— На самом деле, проблемное поведение ребенка не всегда недостаток воспитания, бывает, что особенности здоровья не позволяют ему успешно проявить себя в школе. Можно и нужно перевести линию поведения в приемлемое русло, — уверена Анна Верещака. — Такому ребенку нужна постоянная смена деятельности, ему необходима минимальная дистанция с учителем, не вариант его отсадить на последнюю парту, чтобы он не мешал. Пусть этот ребенок в периоды активности помоет тряпочку, соберет листочки, поможет товарищу.

«Основной ресурс взаимодействия с таким ребенком — это похвала на желательное поведение. Ты просидел 10 минут урока — уже молодец, давай так дальше»

Задача медиаторов — найти что-то общее между конфликтующими сторонами. Так, все родители хотят, чтобы их детям было комфортно.

— Очень важно сторонам высказать свои эмоции до конца, особенно негативные: где-то прокричаться, проговорить свои опасения. И, когда эмоции высказаны, родитель понял, что его услышали, поняли его точку зрения, задача медиатора — предать ему бразды правления в конфликте, — добавила Анна Верещака.

Юлия Соболева уверена, что все родители хотят, чтобы их детям было комфортно в школе. Эта мысль часто помогает примерить конфликтующие стороны

Родители часто обвиняют педагогов или директора в бездействии, задача медиатора — помочь школе в том, как предложить родителям помощь и показать свою заинтересованность.

— Совместная задача родителей и педагогов — вырастить наших детей здоровыми, успешными и счастливыми. И, когда мы становимся конфликтующими сторонами, это не приводит к результату. Мой призыв такой: находите точки соприкосновения и точки диалога, — обратилась к родителям Юлия Соболева.

В Свердловской области всего три бюджетных центра психологической поддержки детей, это «Диалог», «Ладо» и «Форпост». Центр «Ладо» работает со школьниками из области, а в «Форпосте» занимаются с учащимися колледжей и техникумов.

В «Диалоге» также есть Школа юного медиатора, куда могут попасть дети из седьмых и восьмых классов. Год психологи учат подростков самостоятельно решать конфликты и помогать в этом одноклассникам. Например, недавно ученики создали городское объединение школьных служб примирения.

— Суть в том, что мы учим детей создавать такую среду вокруг себя, которая способна решать разные задачи, в том числе взаимодействовать в конфликте, — говорит педагог-психолог Анна Верещака. — Не только сам ребенок учится, он еще учит своих сверстников, одноклассников, друзей, подруг. Такой ребенок будет понимать суть конфликта, его причины и возможные способы разрешения.

Это кабинет групповой терапии детей
Одно из самых известных упражнений — «Я-высказывание»

Очень важно, чтобы в школах были подростки, которые могли бы помочь сверстникам сами, потому что в средних классах мнение учителя или родителя для ребенка уже имеет меньшее значение, чем мнение одноклассников.

— Есть школы, которые учат медиации активных, позитивных и успешных лидеров класса, к которым прислушиваются и которых уважают. Но есть школьные службы примирения, которые были организованы в сложном классе, дети были хулиганами, и чем-то нужно было их социально-полезным и активным занять, — поделилась опытом Анна Верещака. — Не просто ругать каждый день, что вы это не сделали, а именно научить их позитивной активности. Ведь многие хулиганят просто от того, что им нужно выплеснуть свою харизму, энергию.

Киберпанк в психологии, или «Заводной апельсин»

Послушанию ребенка вся эта аппаратура не научит, зато он сможет контролировать себя и успокаивать нервную систему

В кабинете стоит стол с проводами и датчиками. На самом деле эта аппаратура нужна, чтобы научить детей и взрослых расслабляться. Именно так психологи помогают справляться с детскими страхами и стрессом, которые копятся в теле человека как огромный ком в горле.

Датчики надевают на руку ребенка. Они считывают пульс, сердцебиение, напряжение тела, реакцию нервной системы. Главная задача простая и сложная одновременно — научиться правильно дышать. Провода присоединены к компьютеру, на котором мелькают картинки. Например, дети смотрят, как из кокона появляется бабочка, но увидеть весь мультфильм от начала до конца получится, только если ты правильно выполнишь упражнение.

— С помощью дыхания ребенок нормализует работу нервной системы и свою стрессоустойчивость, — объясняет Анна Верещака. — Можно показать технику, научить, но передать телесные ощущения помогает именно это оборудование. Детям очень нравится, потому что они сейчас часто больше доверяют компьютерам, чем взрослым.

Ребенок ложится на эту кровать, надевает наушники и специальные очки, закрывает глаза и учится расслабляться

В другом кабинете стоит специальная кровать, рядом — снова компьютер. Подросток (или взрослый, неважно) закрывает глаза, надевает наушники, в которых играет спокойная музыка, и очки со специальными программами. К рукам подключают те же датчики. Всё это нужно, чтобы научить организм расслабляться или, наоборот, сосредотачиваться. Например, на подготовке к экзаменам.

«Как говорят, стресс поселяется в теле, ведь тело глупое, но правдивое»

И этот стресс, как камень, живет у ребенка в разных частях тела. Вибрации действуют на расслабление, плюс музыка и очки, на которых включаются определенные цветовые индикаторы. На самом деле, есть больше 200 разных программ, в том числе программы, которые помогают активизировать головной мозг для успешной сдачи экзаменов, — объяснила педагог-психолог.

На внутренней стороне очков четыре датчика. Они загораются разными цветами в зависимости от программы

Психолог предлагает ребенку такой курс, если видит, что ему необходима дополнительная работа с телом. Этой же аппаратурой нередко пользуются и учителя для того, чтобы не гасить стресс успокоительными препаратами.

— С помощью этих комплексов ребенок учится основам саморегуляции, например, если возникает негативное переживание — как лучше с ним справляться. Большую роль эти комплексы играют в профилактике психоактивных веществ, потому что главный мотив принять их — это почувствовать удовольствие, расслабление, — рассказывает Юлия Соболева.

«Здесь мы учим получать удовольствие от того, что ты делаешь сам для себя»

Следить за социальными сетями: нужно или нет?

Даже в администрации города не стали отрицать, что следят за социальными сетями школьников из-за «ЧВК Редан». Мы спросили у психолога Анны Верещаки, а нормально ли это?

— Нужно сформировать такое доверие, когда у собственного ребенка ты будешь «в друзьях» во всех его соцсетях, в таком случае ты будешь в курсе, чем твой ребенок интересуется, — говорит психолог. — Что касается педагогов, им лучше быть в одном информационном поле с соцсетями учеников класса, многие педагоги неформально к этому подходят.

— Это часть жизни детей, и, если они закрывают ее, наверное, это не очень хорошо. Но и 100% информации о ребенке не нужно знать, если ребенок сам не видит в этом необходимости, только основополагающие моменты, иначе жизнь действительно превратится в слежку и о близких доверительных отношениях мы уже не говорим, — говорит Анна Верещака.

Мы рассказывали, как в Нижнем Тагиле учитель надавал пощечин пятикласснику во время урока. После инцидента его отстранили от работы, а родители стали собирать подписи в поддержку педагога.

Тем временем родители будущих школьников в Екатеринбурге только готовятся к записи в первый класс: регистрация заявлений начнется ровно в полночь 1 апреля. Прочитайте простую и понятную инструкцию, как заполнить черновик на «Госуслугах», чтобы избежать подводных камней.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления