E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

5 м/c,

ю-в.

742мм 78%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Образование мнение Из ЕГЭ по литературе убрали всего Пушкина! Педагог из Екатеринбурга объяснила, почему это ужасное решение

Из ЕГЭ по литературе убрали всего Пушкина! Педагог из Екатеринбурга объяснила, почему это ужасное решение

Преподаватель считает, что дети просто перестанут читать произведения классиков

Евгения Потапова уверена, что такое решение противоречит сути экзамена и всего образовательного процесса

Власти решили убрать произведения Пушкина, Лермонтова и Гоголя из ЕГЭ по литературе. Изменения якобы вступят в силу в 2024 году. Вокруг ситуации разгорелся горячий спор: пока это решение объясняется лишь тем, что дети и так много времени уделяют классикам в рамках школьной программы.

Магистр филологии, преподаватель УрФУ Евгения Потапова объяснила, почему нельзя исключать писателей первой половины XIX века из экзамена. Если коротко, то тогда дети просто перестанут их читать. Кроме того, в старших классах любую литературу школьники изучают уже более осознанно, вникая в смысл произведения. Далее обо всём — в авторской колонке.

«Если и будут читать, то в последнюю очередь»

В этом году с ЕГЭ по литературе случился скандал. Разработчики опубликовали материалы, из которых следует, что из обязательных для чтения произведений пропало всё, что было написано до второй половины XIX века: «Слово о полку Игореве», поэзия Жуковского, «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова и, что особо взбудоражило словесников, все тексты Пушкина, Лермонтова и Гоголя, включая знакомые со школьной скамьи «Капитанскую дочку», «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Ревизора» и «Мертвые души».

Для каждого предмета составители публикуют кодификатор — перечень тем, которые выпускники должны знать, чтобы сдать ЕГЭ. По литературе из кодификатора и исчезли Пушкин, Лермонтов и Гоголь. В результате изменился и сам экзамен — количество заданий, которые были посвящены литературе первой половины XIX века, значительно сократилось.

«Стоит ли говорить, что если эти произведения не нужны для ЕГЭ, то их просто не будут читать?»

А что будет потом, Пушкина и вовсе уберут из школьной программы?

Экзамен условно разделен на две части: в первой надо решить тест и написать четыре развернутых ответа на несколько предложений, а вторая — это большое сочинение объемом минимум 200 слов. Раньше в первой части детям мог попасться отрывок из текста (от «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона»). В этом году этот список жестко урезали — школьникам дали лишь 12 произведений для первой части экзамена. Понятно, что выпускники теперь будут ориентироваться только на урезанный список, а Пушкина с Лермонтовым если и будут читать, то в последнюю очередь.

Мне могут возразить: в школьной программе с 5-го по 9-е классы этих авторов усиленно проходят, их уже знают, а в 10-х и 11-х классах акценты расставлены иначе. В сопроводительных документах такое решение отчасти объяснено так: «В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы». Другими словами, если «Евгения Онегина» уже прошли в 9-м классе, к экзамену его можно не повторять — дети про него уже всё поняли и, если потребуется, смогут вспомнить роман в стихах и воспроизвести его анализ на ЕГЭ.

«Это очень смелое предположение со стороны разработчиков экзамена, а ведет оно лишь к оскудению культурного багажа абитуриентов»

Произведения этих писателей попадаются и в ЕГЭ по литературе. Например, в сочинении

Инициаторы изменений могли бы сказать, что про Пушкина и других авторов дети могут написать в большом сочинении, которое «весит» почти половину баллов за экзамен, но теперь так не получится. Сочинение предполагает вариативность — в 2023 году ученику на выбор давалось целых пять тем, а первая всегда была про литературу до второй половины XIX века. Она могла звучать, например, так: «Как раскрывается в романе Пушкина "Евгений Онегин" "русская душа" Татьяны?» Теперь количество вариантов тем сократили до четырех — убрали именно блок, который включал в себя всё, что было написано до середины XIX столетия. Тут теперь о Татьяне или помещиках из «Мертвых душ» не порассуждаешь.

«Вспоминай, дорогой школьник, что-то из 7-го класса»

Может быть, теперь одна из тем для сочинения допускает возможность обращения к литературе первой половины XIX века? Да, и ее пример в демонстрационной версии экзамена звучит так: «Страницы истории в отечественной литературе (на примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова)». Но поставим себя на место школьника: тексты Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова в кодификаторе есть, по ним могут быть задания в первой части, поэтому их надо прочитать обязательно. Какой процент выпускников будет прицельно готовить материал по Пушкину, перечитывать «Капитанскую дочку», если ее можно заменить тем, что уже прочитано, и не тратить лишних усилий, когда параллельно следует готовиться и по другим предметам? Ответ очевиден.

В первой части экзамена есть задания с развернутым ответом, где нужно сделать сопоставительный анализ. Во-первых, требуется посмотреть на предложенный фрагмент прозы или драматургии и вспомнить произведение, с которым его можно сравнить. Посмотрим на пример такого задания с «Грозой» Островского: «Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором представлены "маленькие люди", к которым причисляет себя и Кулигин. В чём этих персонажей можно сопоставить?»

Примечательно, что в рамках школьного курса «маленький человек» — это в первую очередь герой пушкинского «Медного всадника» и гоголевской «Шинели», которые убраны из кодификатора.

«Школьник, не увидев их в списке для чтения, просто забудет про них и с высокой вероятностью завалит задание»

Стихи и проза Пушкина всегда выручали детей на экзаменах по литературе, ведь многие из его произведений если кто-то и не учил, то когда-то читал или слышал

Изменения коснулись и поэзии. На экзамене ученику дается поэтический текст, который тоже нужно сопоставить с другим стихотворением. В демоверсии задание звучит так: «Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX века, в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведенное стихотворение Н. А. Заболоцкого?» Но стихотворений Пушкина и Лермонтова, которые бы помогли школьнику справиться с этим заданием, в списке просто нет. Вспоминай, дорогой школьник, что-то из 7-го класса, ты ведь тогда что-то учил.

Выходит, составители забывают о специфике литературы как феномена.

«Неужели "Евгений Онегин", пройденный в 9-м классе, когда тебе 14, равен "Евгению Онегину", которого ты прочитаешь в 17, 25, 37 лет?»

Или на вопрос, почему Печорин — герой нашего времени, мы в 14 и 18 лет будем отвечать одинаково? Обновленный список литературы и задания ЕГЭ приводят лишь к печальному выводу, что развитие критического мышления, ментальная зрелость и осмысление литературы каждый раз по-новому — не для нас.

Последствия таких изменений в структуре экзамена могут быть самыми непредсказуемыми. И меньшим из зол здесь будет судьба частного школьника, решившего сдать экзамен по литературе и пристально прочитавшего произведения из кодификатора, а затем с ужасом осознавшего, что на ЕГЭ спросили то, о чём заветный список не предупреждает.

Ужас не только в этом: экзамен противоречит своей же цели. В требованиях к результатам освоения программы по литературе отмечена «сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры». На деле же ЕГЭ по литературе только показывает, как легко эта неотъемлемая ценность, про которую школьникам твердили 11 лет, может быть разъята на части и отведена на второй план.

Согласны с автором? Нужно ли вернуть задания по произведениям Пушкина, Лермонтова и других писателей в экзамен?

Да, классика вечна!
Нет, про Пушкина и так все всё знают
Лучше добавьте туда современную литературу

Прочитайте историю мальчика, который завалил ОГЭ по математике (ему не хватило всего лишь одного балла). Читатели E1.RU рассказали, в каких школах девятиклассники массово не справились с экзаменом — посмотрите народный антирейтинг. Также учителя объяснили, почему в этом году дети не справились с элементарными заданиями.

А еще мы писали про лицеистку Полину Булатову, которая набрала 200 баллов по русскому языку и литературе — прочитайте интервью с ней.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления