Екатеринбурженка Татьяна 10 сентября 2014 года взяла кредит в одном из банков города, заключив договор на сумму почти в 785 тысяч рублей. Согласно анкете, являвшейся одновременно заявлением на выдачу кредита, в банковский пакет входили услуги по обслуживанию этого кредита, в том числе программа добровольного страхования.
Заёмщица согласилась с этими условиями, но каково же было её удивление, когда на руки она получила сумму на 220 000 меньше обещанного. Оказалось, что банк удерживает стоимость пакета дополнительных услуг по кредиту сразу из суммы выдаваемых денег.
Как рассказал Е1.RU сопредседатель Общества защиты прав потребителей Свердловской области Александр Мильчаков, условия данного пакетного кредитного договора противоречат законодательству:
– Согласно Закону о защите прав потребителей информация о товаре или услуге должна содержать цену и условия приобретения, а при выдаче кредита – полную сумму, подлежащую выплате потребителем и график погашения задолженности. В данном случае заёмщик был уведомлен лишь о наличии пакета банковских услуг и был лишён информации о стоимости каждой из них и возможности выбора требуемых ему услуг, что нарушило его права. Таким образом, эта комиссия незаконна. Согласно законодательству, в обязанности заёмщика страхование жизни и здоровья не входит.
По словам правозащитника, случаи, когда наши банки берут незаконно комиссии, не редкость. Но столь внушительные суммы – 200 с лишним тысяч рублей – на его практике впервые. Такие пакеты есть в арсенале практически всех банков. Банки предлагают заплатить за те услуги, которые и так оказывают. Например, за мобильный банк. Зачастую человеку напрямую говорят, что без подписания согласия на такой пакет, кредит ему не выдадут. Особенно когда речь идёт о внушительной сумме.
– Клиентке так и сказали: не хотите подписывать – такую сумму вам не сможем выдать. А ведь проценты потом начисляются на всю эту сумму в 800 тысяч рублей, а не на 600 тысяч рублей. Сейчас люди не стали меньше брать кредиты. Если срочно нужны деньги, человек всё равно пойдёт в банк, – отмечает правозащитник. – Мы лишь обращаем внимание на то, что можно отстаивать свои права, даже когда договор заключён.
Правозащитная организация направила претензию в банк с требованием вернуть заёмщице удержанную сумму комиссии более 220 000 рублей в полном объёме, а также проценты за время пользования деньгами. Но ответа не последовало, и они обратились в суд.
17 ноября суд вынес решение в пользу потребителя. Банк теперь должен выплатить около 300 тысяч рублей. Само решение пока не вступило в законную силу, и у банка есть время его обжаловать.