Не прошло и суток после того, как губернатор официально одобрил строительство храма Святой Екатерины на городском пруду, как "екатеринизация" городской повестки продолжилась. В руководстве региона существует проект строительства статуи святой на месте памятника Комсомолу Урала, а кроме того, в Екатерининский предлагается переименовать главный проспект города, который сейчас носит имя Ленина, сообщает Znak.com. Всё это вместе со строительством Храма-на-воде хотят реализовать к 300-летию Екатеринбурга – 2023 году.
Если второй вопрос – переименование проспекта Ленина после соединения его с Татищева – так или иначе, должен был встать (мэр, например, предлагал дать объединенной улице именно имя Татищева), то идея заменить памятник Комсомолу Урала статуей Екатерины пока звучит необычно. Хотя церковь и одобряет.
"Это хорошая идея. Сейчас вообще трудно понять, что делают комсомольцы между двумя храмами. Как говорят, они идут крестным ходом из Вознесенского [храма] в Храм-на-Крови", – отмечает епископ Среднеуральский Евгений Кульберг.
Привычно шагающие в светлое будущее комсомолец и комсомолка появились на Вознесенской горке в 1959 году возле Дворца пионеров (ныне Дворец детского творчества). В этом здании в 1917 году прошёл Первый съезд коммунистической молодежи Екатеринбурга. А авторами памятника стали Геннадий Белянкин, один из главных архитекторов Екатеринбурга, и Петр Сажин, скульптор и заслуженный художник РСФСР (ещё один знаковый его объект в Екатеринбурге – например, "варежка" – памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса у железнодорожного вокзала). И, в свете царящих в городе дискуссий о храме, вопрос, насколько вероятно появление памятника Екатерине на месте далеко не без таланта выполненных молодых людей, захотелось задать уже не архитекторам Екатеринбурга, а политологам.
Мы так и сделали, но постарались найти экспертов с максимально отличающейся политической позицией. Их мнения, действительно, разошлись. А вот вывод они все внезапно сделали одинаковый.
Анатолий Гагарин, руководитель уральского филиала Фонда развития гражданского общества
– Мне кажется, это попытка определенным образом довести до абсурда или дискредитировать идею строительства храма Святой Екатерины. Кто-то "вбрасывает", не более того – мол, они и это хотят, и то снести, дай им волю – они вообще все разнесут. Я слабо верю, чтобы человек в здравом уме мог предложить заменить один памятник на другой. Был ещё вариант сделать часовню Святой Екатерины на недостроенной телебашне. Мне очень нравится проект её реконструкции "Глобальный маяк", но, наверное, смешивать башню и храм было бы не очень уместно. И я думаю, что со строительством храма все эти разговоры и предложения иссякнут. У самого восстановления храма есть историческое и логическое обоснование, а вот на то, чтобы трогать памятник, никто не пойдет.
Помните – много говорили о перемещении или устранении памятника Свердлову, но сейчас эта тема уже не воспринимается, да и памятник комсомольцам не должен вызвать такого идеологического протеста – это молодые люди, комсомольцы, молодогвардейцы, которые действительно что-то сделали, но на них нет таких обвинений, как на Свердлове. Кроме того, это универсальный памятник для всех людей, кто когда-либо состоял в комсомоле.
Сергей Мошкин, политолог, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН
– Вообще, идея установки памятника Святой Екатерине носится в воздухе: согласно одному из проектов, его хотели поставить именно на акватории нашего пруда, возле "Динамо". Потом она "выросла" в идею поставить там храм. Но его, видимо, не хватает, и к этому добавили новую тему – переименовать проспект Ленина, и не просто вернуть к историческому названию – Главный проспект, а сделать его Екатерининским.
На самом деле это свидетельствует о том, что происходит клерикализация общества. И служители культа занимают всё большую нишу в общественной жизни, и власти на это "ведутся". Под лозунгами патриотизма и возвращения к истокам идёт вот такое странное сотрудничество – при попустительстве усердию работников церкви. Но я думаю, что в ближайшее время этот проект вряд ли может быть реализован, поскольку это вызовет очень большую дискуссию в обществе. Она, собственно, запущена уже самой идеей храма, и если будет второй шаг – то это окончательно расколет общество, которое и так уже расколото. Поэтому власти не будут педалировать эту тему: губернатору через год переизбираться, и, если учитывать, что он уже поддержал храм, то далее он будет более осторожен в настолько конфликтных вопросах.
Константин Киселев, депутат Екатеринбургской гордумы
– Я не особенно хорошо отношусь к коммунизму, и для меня идеал того, как обошлись с его памятниками, продемонстрировали в Будапеште. Там под городом построили музей памятников коммунизма, свезли туда монументы, стелы, памятники Сталину и Бела Куну и получился уникальный музейный объект, на который действительно стоит посмотреть – как это всё воспринимается "в куче". И будет хорошо, если такую же вещь сделать в Екатеринбурге – этот гештальт надо закрывать. Место памятника Комсомолу Урала – в таком музее, как и памятнику Ленину, и памятнику Свердлову. В некоей перспективе в Екатеринбурге это реально – у нас реально всё, в том числе непредсказуемые вещи. Но пока, я думаю, памятник останется на своём месте.
Будь ваша воля, вы бы что сделали?