Весной екатеринбуржцам пришлось надеть маски из-за пандемии коронавируса. Губернатор Евгений Куйвашев подписал указ, поэтому граждане обязаны надевать маски в общественных местах, в том числе и в транспорте. Но на практике большинство людей игнорируют эту меру предосторожности. Бывали случаи, когда на безобидные просьбы кондукторов и водителей соблюдать режим пассажиры отвечали откровенным хамством. Хотя врачи говорят, что это самый эффективный способ защититься от коронавируса.
В мэрии несколько раз сообщали о рейдах сотрудников транспортной инспекции и министерства безопасности, которые пытались решить проблему с ношением масок на городских маршрутах. Инспекторы дежурили на остановках и штрафовали нарушителей. Но эти вылазки не могли радикально переломить ситуацию. Особенно горожане расслабились во время недавней затяжной жары. Из-за духоты в салонах число пассажиров в масках стало стремительно таять.
Уральский эпидемиолог, кандидат медицинских наук Анна Косова рассказала, почему в общественном транспорте обязательно нужна маска:
— Мы относим общественный транспорт к общественным местам, потому что на единицу площади там приходится гораздо больше людей, чем на улице, и между ними есть тесный контакт, — объяснила эпидемиолог. — Сиденья располагаются вплотную друг к другу, мало кто оставляет сиденье рядом с другим свободным, пассажиры не соблюдают дистанцию в полтора метра.
«Риск заражения в транспорте гораздо выше, чем при ходьбе»
Я понаблюдала за ситуацией в общественном транспорте — очень мало людей надевают маски. Либо они есть, но спускаются на подбородок и органы дыхания не закрываются абсолютно, либо маску спускают с носа, закрывая только рот. Но мы же носом не перестаем дышать, соответственно, все, что мы выдыхаем через нос, попадает в воздушный поток, а дальше как кому повезет, — подчеркнула Косова.
Эпидемиолог также добавила, что глупо надеяться только на то, что в транспорте открывают окна для вентиляции и проветривания. Этого недостаточно для борьбы с инфекцией. Проветривание работает, когда транспорт движется, но ведь он останавливается на перекрестках, а также на остановках.
— Пока у нас лето и хорошая погода, можно избегать перемещения на общественном транспорте, на улице риск меньше. Если необходимо ездить в общественном транспорте — носите маски. И, если у маски есть пластинка на переносице, нужно ее максимально прижимать по контуру переносицы. Многие этого не делают, дышать действительно легче, но степень защиты снижается, — говорит эпидемиолог.
Накануне в общественном транспорте появились объявления о том, что надо соблюдать санитарно-эпидемиологические правила.
— Мы изготовили более полутора тысяч листовок — из расчета по две для каждого салона общественного транспорта. Наклейки с напоминанием о том, что при посадке необходимо надеть маску, размещены на кузовах подвижного состава, — уточнили в мэрии.
Кроме этого, сейчас во время рейсов городских маршрутов неоднократно звучит объявление, напоминающее пассажирам о необходимости находиться в салоне в маске на протяжении всей поездки.
Напомним, меры безопасности в общественном транспорте в связи с COVID-19 начали усиливать с марта. Все началось с санитарной обработки. Салоны автобусов, трамваев, троллейбусов и вагонов метро стали обрабатывать обеззараживающими растворами. В аэропорту, на железнодорожном вокзале, а также на обоих автовокзалах города появились тепловизоры, измеряющие температуру у пассажиров. Аналогичные приборы установили и в метрополитене. При этом было заявлено, что в подземку не будут пускать людей, чья температура тела выше 37,5 °С.