E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

облачно, сильный дождь

ощущается как +7

3 м/c,

с-з.

736мм 70%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Мой дом Полезные статьи Почем килограмм автомобиля?

Почем килограмм автомобиля?

Известная формула: один килограмм запчастей стоит в 2,5 раза дороже одного килограмма автомобиля. В этом — тайный смысл бизнеса всех автопроизводителей, вслух декларирующих стремление к максимальной долговечности своих изделий. Бизнес по продаже бывших в употреблении запчастей лежит как раз на стыке этих внешне взаимоисключающих, но верных по отдельности утверждений. Так ли это на самом деле, попытался выяснить журнал «ГАИ».



Автохлам? Заверните!

Трудно поверить, что еще 6-7 лет назад торговля автомобильным сэконд-хэндом только зарождалась. Авторазборки ютились по гаражам, боксам, «прибивались» к магазинам. Информация о точках сбыта — как правило, лишь телефоны — передавалась из рук в руки. Сегодня же авторазборки — это полноценный бизнес, занимающий достойное место, в том числе и в интернете. Во всяком случае, в екатеринбургском сегменте сети нашлось немало онлайн-сервисов разной степени удобства.

О том, нужны ли кому-то бывшие в употреблении запчасти, давно уже не спорят. Но высказывают на этот счет полярные мнения. На автомобильных форумах то и дело слышно: «кому нужно старье да с плохой кармой?» и «кто-то еще ездит к этим жадным “официалам”?». Истина где-то посередине. Аргументы есть у тех и других, однако в пользу авторазборок говорит, прежде всего, доступность — как по цене, так и по ассортименту. Разница в цене между новой деталью и такой же, только б/у — 50%. И это минимум. «Судите сами, один моторчик от привода спинки нового Land Cruiser стоит 15 тысяч рублей. Это же бешеные деньги. Вот люди и идут к нам», — рассказывает один из представителей этого бизнеса по имени Сергей. «Или, например, новая чашка передней стойки стоит 2 тысячи рублей. Вместо нее мы можем предложить всю стойку в сборе за 1800. Поезженную, но с достаточным ресурсом», — продолжает он.

При этом необходимую деталь можно будет получить быстрее, нежели заказывать аналогичную у официального дилера. Он не торопится, руководствуясь железной логикой: «гарантийный» клиент никуда не денется. На этом фоне их условные конкуренты зарабатывают очки и деньги. Многое из необходимого обещают на разборках доставить максимум за месяц из Японии, и в течение 2-3 недель — по стране. У официалов срок доставки по России может растягиваться до 4 недель.

Кто идет на авторазборку? Да практически все, кто просчитывает выгоду и знает дорогу, — от клиентов автосалонов, покупающих авто в полиэтилене, до владельцев японского автопрома времен холодной войны. Хватает и тех, и других. Однако чаще всего на авторазборку идут люди, окончательно рассчитавшиеся за автокредит и распростившиеся с обязательным КАСКО. «В случае ДТП ремонт автомобиля может стать неподъемным, и люди начинают искать альтернативу», — говорит директор магазина «Автодеталька» Дмитрий. По его словам, на «вторичном» рынке весьма популярно именно кузовное железо.

Откуда железки?

Разборка разборке рознь. Разнятся источники происхождения б/у деталей. Особняком стоит бизнес по доставке «потрохов» на различную «автоэкзотику» вроде старых «американцев» или европейских автомобилей. Все это идет через Москву и Питер, а также через Прибалтику. Этих деталей, как правило, в наличии нет. Но, как отмечает наш собеседник Сергей, в принципе, привезти можно все. Весь вопрос в цене. Вообще же на рынке «старого железа» действует и «железное» правило: чем модель свежее — тем детали на нее дороже, чем старше — тем… тоже дороже. Таким образом, наиболее дешевыми оказываются запчасти на иномарки не старше 2000 года выпуска.

Что касается «леворуких», то наиболее популярны, соответственно, и доступны детали на автомобили Mitsubishi Lancer (в 9-м и 10-м кузове), Ford Focus, Hyundai Getz, Accent и прочие бюджетные иномарки. Из «праворуких» взаимной популярностью пользуются Honda и Toyota.

Основным источником б/у запчастей для азиатских автомобилей служат доноры-иностранцы и доноры-уральцы. В этом и есть принципиальная разница, основанная на риске, присущем авторазборочному бизнесу. По словам одного из наших собеседников, если речь идет о приобретении номерных деталей вроде двигателя, то в этом случае товар идет только из Японии. Тогда гарантией того, что машина не была угнана и разобрана, служит таможенная декларация. «С пробегом по Владивостоку мы машины и агрегаты не покупаем. Мне проблемы с законом не нужны», — резюмирует Сергей. В противном случае велик риск нарваться на «горячую деталь».

Действительно, по относительно недавней статистике на территории Владивостока зарегистрированы и легально действуют 22 авторазборки, 33 автосервиса, 3 рынка сбыта автомобильных запчастей и 44 автомастерских. При этом реальное количество авторазборок на порядок превышает официальные цифры. Имеются криминальные сервисы и в Екатеринбурге. Во всяком случае, один такой в начале года оперативники ГУВД закрыли в Железнодорожном районе Екатеринбурга. Однако это тема отдельного материала.

Для того чтобы обезопасить себя и потенциального покупателя, некоторые из представителей этого бизнеса не покупают автомобили за пределами своего региона. По словам директора магазина «Автодеталька», его предприятие, занимающееся «леворуким» автотранспортом, покупает автомобили в разборку только в Свердловской области. На драгоценные б/у запчасти идет снятое с учета в ГИБДД или списанное авто. В этом случае скупщики, по собственному признанию, выполняют роль муравьев в лесу. Часть попавшей в ДТП техники еще во многом пригодна даже с точки зрения страховых компаний. Однако иной раз трагические последствия аварии не позволяют человеку даже думать о восстановлении злосчастного автомобиля. В этом случае скупка решает многие проблемы разом. Выгодно это владельцу или нет — мнения расходятся: многое зависит от возможностей владельца и, прежде всего, от наличия свободного времени. Если оно есть, а также есть гараж, хозяин разбитого автомобиля, конечно, может и сам разобрать, распилить и продать «останки». Однако можно предположить, что не у всех найдется время даже для того, чтобы отбуксировать (эвакуировать) автомобиль в ГИБДД для сверки номеров и снятия с учета. В ряде случаев бюрократические проблемы с битым автомобилем компании, специализирующиеся на авторазборке, могут взять на себя.

Что ищем?

Итак, найти и купить можно все, что угодно. Но стоит ли «что угодно» покупать? Не стоит, уверены эксперты: никогда не нужно экономить на безопасности. Все то, что связано с рулевым управлением, тормозами и силовыми элементами подвески на разборках покупать не стоит. А вот что касается кузовного железа, оптики или отделки салона — добро пожаловать. На безопасность это никак не влияет.

Между тем желающим что-либо впервые прикупить на «разборе», следует знать, что в этом случае закон о защите прав потребителей ограничивает права покупателя. Иными словами, не подошедшую б/у деталь сдать обратно не получится. Во всяком случае, продавец, отказавшийся принимать что-либо проданное ранее, будет прав. Об этом нужно помнить и договариваться «на берегу». Тем более что компромиссы возможны всегда, говорят оба наших собеседника. «Бывает так, что человек купил деталь, но она ему не подошла — не всегда же покупает мастер. В этом случае меняем, гарантия в течение двух недель», — рассказывает Дмитрий.

Другое дело, когда речь идет о крупном приобретении, например, о двигателе. В этом случае все несколько сложнее, особенно, если это «контрактный» двигатель, привезенный как отдельный агрегат из-за рубежа. По словам Сергея, товар лицом показывают на фотографии, присланной из-за границы. Если потенциальному покупателю что-то неясно, то агрегат фотографируют снова, что является своеобразной гарантией договоренностей. «Если движок доставлен, его сначала запустят у нас, только после этого отдадут заказчику. Не заведется — наша вина, мы попали. Если двигатель не встанет на автомобиль клиента — издержки на нем», — объясняет схему взаимодействия с покупателями Сергей. Застраховаться нельзя, однако возможность договориться есть. По словам коммерсанта, такой двигатель приходилось продавать, возвращать клиенту деньги и заказывать вновь.

Но самой приятной стороной покупки на авторазборке может стать главный признак «нецивилизованного» рынка — возможность торговаться. В результате импровизированного маркетингового исследования, розничные цены на запчасти оказались приятно подвижными. Однако это касалось, в основном, тех деталей, что были в наличии. Под заказ цена всегда остается фиксированной.

В целом же, если не покупать двигатели-коробки, то работа более-менее известных авторазборок сейчас едва ли отличается от интернет-магазинов. По Екатеринбургу часть из них доставляет товар бесплатно, если общая сумма заказа превышает определенный минимум. При меньшей сумме заказа работа курьера оплачивается дополнительно.

Информация предоставлена журналом «ГАИ»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления