Гончарная мастерская, которую супруги строили 20 лет, сгорела дотла
Поделиться
4 февраля в Нижних Таволгах под Невьянском сгорела дотла гончарная мастерская супругов Светланы и Сергея Масликовых, которую они отстраивали 20 лет. Внезапно обрушившееся на семью несчастье те, кто у них бывал и просто слышал о них, восприняли как собственное. Именно эта поддержка, говорят Масликовы, сейчас не дает им опустить руки.
В 1999 году это была маленькая комнатушка, а со временем она разрослась в большой двухэтажный дом, где появился еще и музей деревянного зодчества. Отстраивать мастерскую Масликовы начали 24 марта — в день рождения Сергея, потомственного гончара. Это был его подарок.
— Спустя 20 лет подарок превратился в хлам, — говорит встречающий нас Сергей.
От Екатеринбурга до Нижних Таволог — 100 километров или полтора часа езды
Поделиться
Поделиться
Здесь был вход в мастерскую
Поделиться

Мастерская до пожара
Поделиться
А это касса
Поделиться
По опаленной лестнице, прогибающейся от нашего веса, мы поднимаемся туда, где еще три дня назад был первый этаж известной на всю Свердловскую область мастерской, и какое-то время вместе молча смотрим на пепелище. У входа в груде головешек валяется опаленная касса, повсюду — битая авторская керамика на десятки тысяч рублей. Ближе к хозяйскому дому стоит среди груды обуглившихся бревен печь для обжига керамики — здесь была одна из пяти комнат мастерской. Всего печей было две, обе не подлежат восстановлению.
— У нас был музей, — продолжает Сергей, — была деревянная ступа без единого гвоздя, которая держала воду. Пострадал от огня сундук XVIII века, братьев Смирновых, стоявший на входе в мастерскую.
Сергей Масликов — потомственный гончар
Поделиться
За пару дней до пожара Масликовы улетели на отдых во Вьетнам. А до этого — заказали бревна, чтобы расширяться и дальше, купили системы видеонаблюдения и пожарную сигнализацию, сделали генеральную уборку.
О случившемся супругам сообщили друзья, они же купили им билеты домой. Масликовы должны были вернуться в Россию 14 февраля, а провели на отдыхе всего два дня.
— Сначала мы думали, что друзья шутят над нами, — вспоминает хозяин мастерской. — А когда поняли, что это не шутки, молились, лишь бы трапезную отстояли. Приехали пожарные из Невьянска, сбежалась вся деревня — я им за это очень благодарен. По снимкам уже было понятно, что мастерскую спасти невозможно.
Стоявшие рядом с мастерской трапезную, гостевой и хозяйский дома удалось отстоять
Поделиться
Спустя два дня после пожара конструкции мастерской все еще тлели
Поделиться
Гостевой дом немного опалило
Поделиться
Поделиться
Из маленькой комнатушки мастерская разрослась до большого двухэтажного здания
Поделиться
Трапезную, гостевой домик и добротный хозяйский дом, стоявшие рядом с мастерской, в итоге спасли. Правда, некоторые их части немного опалило. Например, в хозяйском доме придется менять окна — их уже заказали.
Причина пожара, по словам Масликовых, по-прежнему неизвестна. Возможно, что-то случилось с новым котлом на первом этаже, от которого нагревался водяной теплый пол на втором, но его производителей Сергей не обвиняет. Они предупреждали, что потянуть такую большую мастерскую котлу будет сложно. Версию о поджоге, говорит Сергей, он исключает: врагов у них нет.
— Производители сделали хороший котел, сразу сказали, что он может не вытянуть такую большую мастерскую. Сначала мы много спорили, как его правильно настроить. Но потом вроде настроили. Почему-то огонь пошел со второго этажа, но там у нас не было абсолютно ничего, кроме светящегося Деда Мороза и гирлянд на фасаде. Но от них не должно было полыхнуть.
На пепелище поднимается Светлана Масликова. Она грустно улыбается, обнимает нас, как давних друзей, и обещает, что все будет хорошо.
Светлана Масликова говорит, что фотографии с пепелища супругам, которые в этот момент были за границей, друзья сначала не показывали
Поделиться
— Сначала фото и видео нам не скидывали, говорили, что видеть это не нужно, — рассказывает она. — От отеля до самолета четыре часа я ехала в полубессознательном состоянии, казалось, что открою глаза и ничего этого не будет. Потом начали думать, какой кредит мы возьмем и как сможем его отдавать. Нам ведь никто никогда не помогал, мы все делали сами, потому что если начинали что-то, знали, сколько денег у нас уйдет.

Пожар случился, когда Масликовы отдыхали во Вьетнаме
Поделиться
— У нас все строилось поэтапно, потихоньку. Надо что-то серьезное сделать — возьмем ссуду, хоп, отстроим, — продолжает Сергей. — Какие накопления? Мы не бедствовали, но и много денег на этом производстве не заработаешь. Да, у меня есть пилорама и определенная техника, потому что нанимать рабочих, чтобы строиться, — это дорого. Я консерватор: стараюсь что-то купить и держать при себе.
Помочь Масликовым велел губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Переговоры с властями уже идут, строить мастерскую супругов попросили по специальному проекту, а в день нашей встречи их пригласили в администрацию Невьянска.
Поделиться
Пришла в негодность и керамика, изготовленная супругами
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Масликовы говорят, что они работают не для того, чтобы заработать много денег, а чтобы научить других гончарному мастерству и вернуть детей из виртуального мира в реальный.
— Эта мастерская — наша жизнь, понимаете? — говорит Светлана. — Сейчас у нас сын Александр, например, ведет экскурсии. Люди приезжают в нашу семью. 30 лет назад, когда я еще не была знакома с Сергеем, я не знала, что люблю глину. А теперь кайфом, когда ты рождаешь изделие, просто хочется делиться с людьми. Я особенно жду момента, когда люди начинают лепить и проявлять эмоции, когда раздается смех. Они чувствуют то же, что мы, работая с глиной, и терять это все…
Светлана и Сергей Масликовы не унывают благодаря поддержке знакомых и незнакомых людей
Поделиться
Супруги признаются: держаться их заставляют теплые слова и поддержка людей. Им звонят и пишут не только со всей Свердловской области и России, но и со всего мира — к ним ездили и иностранцы.
— Может, мы большинство людей и не знаем, а они нас знают, и эта горячая поддержка народа — это очень-очень приятно, — признается Сергей.
Бывший замминистра по туризму Сергей Брыляков, который сейчас организует экскурсии, считает, что случившееся — потеря не только Масликовых, но и всего экскурсионного сообщества и Невьянского округа.
— Исчезает точка притяжения в округ, и туда меньше туристов будут ездить, — рассуждает он. — Ну и у нас на экскурсионном рынке Свердловской области все взаимосвязано: если одно звено выпадает, все разваливается. В Нижние Таволги же ездят после Невьянской башни. Мастерская была очень популярным и востребованным объектом. Наверное, одним из самых востребованных такого формата. У нас ведь не так много мастерских, где владельцы сознательно ориентировали свою деятельность на туристов. Они же начинали как ремесленники и просто продавали свою продукцию, а когда увидели, что и на экскурсиях можно зарабатывать, переформатировали свою деятельность. И сделали это антуражно, профессионально. То, что они предлагали, было уникально и отражало специфику этой территории: потомственный гончар продолжает традиционное для Невьянского района ремесло!
Именно из-за этого антуража мастерскую предпочитали другим, говорит Брыляков. Неподалеку, в Верхних Таволгах, есть похожее гончарное производство, но туда, по его словам, ездят гораздо реже.

Сергей Масликов за работой
Поделиться

А это Сергей позирует с довольным иностранным гостем
Поделиться
— Да, там, в Верхних Таволгах, есть еще одно производство, но у нас с Сергеем и Светланой эмоциональный контакт, лично для меня это большая потеря, — говорит экскурсовод и историк из Екатеринбурга Татьяна Мосунова. — Надеемся, что они как можно скорее смогут восстановить свое производство. Это был очень качественный продукт, который был сделан частными предпринимателями, но сохранил семейную душевность. Люди в таких поездках хотят почувствовать себя как у бабушки, чтобы было комфортно, и у Масликовых это было. Еще они раньше, чем кто-либо, поняли главную фишку современного туризма: люди должны не только что-то делать, но и вкусно кушать. Поэтому у Масликовых все начиналось с застолья с гончаром, а потом люди сами пытались стать гончарами. Это было интересно и детям, и взрослым.
Экскурсовод с многолетним стажем из Екатеринбурга Надежда Соколова знает Масликовых все время, что существует мастерская, и говорит, что каждый день к ним ездили минимум три-четыре группы детей.
— Экскурсии у них были расписаны на несколько месяцев вперед, — рассказывает Надежда Николевна. — Беда это, конечно, огромная, и мы все в шоке, если честно. Масликовы — это инициативные, энергичные, мягкие и очень теплые люди. Надеемся, что все будет восстановлено в ближайшее время, но самое главное — это, конечно, печи, которые потеряны. Это основа в работе гончара. Надеемся, к Масленице у них все начнет налаживаться.
Сами Сергей и Светлана обещают: традиционная масленичная программа не отменяется. К тому моменту, когда начнутся гулянья, на месте пожара уже будет ровная площадка, говорит Сергей. Заново отстроить мастерскую они планируют к маю, а открыть — в сентябре. Построят похожий «пряничный домик», как они называли старую мастерскую, только менее огнеопасный: с металлическим каркасом.
Масленичные гулянья у Масликовых не отменяются. Приезжайте!
Поделиться
— Единственное, что раньше я утром просыпался и видел, как огоньки на фасаде отражаются в окнах соседского дома напротив, думал, что все хорошо, и засыпал дальше. А сегодня выглядываю — а там ничего.