Сейчас+5°C

пасмурно, без осадков

ощущается как +3

зап.

Страна и мир Путин объявил мобилизацию подробности На границе чуть не вручили повестку: как уральцы, путешествующие в доме на колесах, пробились в Грузию

Кроме огромных пробок, у семьи были и другие проблемы

Семья Михайловых месяцами путешествует в автодоме и редко когда задерживается на одном месте

Татьяна и Алексей Михайловы из Дегтярска уже несколько лет путешествуют в доме на колесах. Этой весной им пришлось отменить поездку в Крым из-за начавшейся спецоперации. Тем не менее осенью пара с детьми снова отправились в путь, не зная, какие события произойдут вскоре: 13 сентября уральцы выехали из Екатеринбурга в Грузию, а уже спустя восемь дней Владимир Путин объявил частичную мобилизацию в России.

Тогда супруги уже были в пути. Они проехали через Уфу, Самару, Тольятти, Волгоград, Элисту, Владикавказ и столкнулись с большими проблемами на границе с Грузией. Прочитайте рассказ Алексея Михайлова о том, как семья пять дней стояла в пробке на границе и как их встретили в самой стране.

Добраться до границы

24 сентября в 14 часов по Москве мы выехали из Элисты и отправились в сторону Владикавказа. Мы особо не торопились и думали: проедем так проедем, нет — так нет. При въезде в Северную Осетию нас остановили на КПП, на обочине стояли четыре машины из разных регионов. Тех, кто был из 15-го региона, спокойно пропускали.

У меня взяли документы и попросили подождать в машине. Минут через 20 позвали и спросили: «Куда едете?» Я говорю: «Мы ехали в сторону Грузии, хотели попасть в Турцию». Он отвечает: «Дорога закрыта, трасса не рассчитана на такой поток машин, поэтому мы вас пропустить не можем». Хотя всех, кто до нас стоял, пропустили.

По пути в Грузию семья оказалась в Самаре. Посмотрите, как там красиво!

Он говорит: «В любом случае вам надо ехать на федеральную трассу, там пускают». Мы так и сделали. Очень скоро встали в жесткую пробку. На обочине стояли в два–три ряда. Двигалось всё очень медленно. Там тоже было КПП. Нам сказали, что вроде пускают, но мы не были уверены в этом. В итоге с горем пополам доехали до этого пункта.

«Чем ближе мы подъезжали, тем больше убеждались, что народ просто разворачивают»

Я, честно говоря, не знаю, почему нас пропустили. Когда мы подъехали уже была ночь. Мы стояли в пробке часа три, а может, и больше. В итоге сотрудник посмотрел наши номера, сообщил их по рации, ему ответили, и он нас пропустил. Мы не останавливались, нас не досматривали — мы просто проехали.

Привет, бесконечная пробка!

Вот так выглядела пробка на границе с Грузией

Доехали до Владикавказа, было где-то четыре утра. Нам надо было заполнить полный бак, снять наличку и купить продуктов побольше, потому что нас уже предупредили, что там очень жесткая глухая пробка на выезде в сторону Грузии. В итоге в 6 утра уже стояли на выезде из Владикавказа. Там тоже была пробка.

Я не спал всю ночь, но в 6 утра следующего дня мы еще стояли в этой пробке, она совершенно не двигалась. Продвинуться удалось около 10 часов. За первые сутки у нас получилось проехать 16 километров, навигатор показывал, что до границы осталось еще 28 километров

За вторые сутки мы проехали еще семь километров. Это было достаточно много, но скажу сразу: в итоге я ехал по встречке, и мне дважды зеркало снесли. Я понял, что стоять по-честному можно было две недели.

На обочинах дороги было очень грязно, так как автомобилисты по несколько дней стояли в пробке

ДПС ездили туда-сюда, в громкоговорители всем говорили: «Уберите машины со встречки». Но в итоге куда там что уберешь? Из-за того, что мы создавали помеху, машины не могли ехать в сторону Владикавказа. Один раз на вторые сутки меня попросили перекрыть дорогу, чтобы наглецы не ехали. Я перекрыл, а меня со всех сторон подперли, потом приехали местные.

«Один джигит меня зарезать хотел, но он ничего не сделал. В общем, ситуация была очень напряженная, все были на взводе»

Некоторые там по трое суток стояли без сна. На подъезде к «Нижнему Ларсу» мы тормознули, потом проехали 500 метров, наверное. Некоторые не выдерживали и просто засыпали, из-за этого никто никуда и не ехал. Все тупо ждали, когда они там выспятся. Также подключились полицейские — видимо, им тоже там по шапке надавали за то, что такая вакханалия происходит.

«Тебя не возьмем. Детей твоих жалко»

На пятые сутки мы добрались до границы. В целом состояние было вообще никакущее. Мы взяли с собой двух ребят, они оказались из Донбасса, отправились в Грузию за машинами. Подъезжаем на границу, и на первом КПП у нас просто спросили: «Сколько человек?» Я сказал: «Семь». Мы показали семь загранников, и они, даже не открывая, нас запустили.

Потом мы подъехали к окошку. Сначала спрашивают: «Ты водитель? Давай свой загранник, там посмотрим, может, остальные и не нужны будут». Далее спрашивали, куда едем, как, что. Я сказал: «Через Грузию в Турцию, попутешествовать».

По дороге Алексей и Татьяна подвезли двух жителей Донбасса

В итоге взяли мой загранник, проверяли-проверяли. Потом подошел другой, то ли пограничник, то ли полицейский. Он сказал: «Вы скорее всего не поедете». Попросил взять российский паспорт. Завели меня в какое-то помещение, в которое ни зайти, ни выйти. Минут через 10–15 он выходит, кивает мне головой: типа, пошли со мной.

«Я выхожу, он отдает мне документы и говорит: "Тебя в армию не возьмем, детей твоих жалко"»

Я так понял, нас пропустили лишь потому, что я многодетный отец. Я служил на Балтийском флоте, в береговых войсках, у нас была часть мотострелков, а я являлся командиром отделения. То есть по факту меня бы не пустили, если бы не трое детей. В итоге возвращаюсь в автодом, а там один из наших попутчиков стоит, молится. Таня говорит, что как только меня увели, они сразу оба начали молиться, чтобы нас пропустили.

До грузинской границы мы ехали часа три–четыре, там тоже было столпотворение. Никто у меня ничего не спрашивал особо, куда я еду, зачем я еду. Это уже как раз было под вечер, пятые сутки практически подходили к концу. Очень много людей эмигрировало, толпами шли пешком вообще круглосуточно. Многие разворачивались: чтобы пересечь границу, надо было сесть в машину, а эта услуга стоила от 15 до 20 тысяч.

«Порой люди, переночевав в горах пару суток, понимали, что здесь и умереть можно от переохлаждения и от голода»

Очень много было криминала. Когда большие пробки, местные за деньги провозят людей. Например, подняться от Владикавказа до «Верхнего Ларса» стоит 200 тысяч рублей. У людей заканчивался бензин — привозили бензин, привозили еду, но всё стоило бешеных денег. Многие были с детьми, с собаками. Они там непонятно чем питались, все обочины были загажены, людям надо было справлять где-то нужду. Ситуация была очень дикая.

О самой Грузии

Курс лари сильно зависит от конкретного города

Мы проехали границу, добрались до ближайшего города, там сделали страховку, взяли симку, поменяли деньги. Пожалели, что поехали в Тбилиси. Оказалось, что там везде платная парковка.

За всё время ни разу не ощутили какого-то негатива, никто никого не выгоняет. Грузия же в сезон живет за счет российских туристов, мы для них гости.

Русских в Грузии много сейчас, но толпа уже разъехалась: кто в Тбилиси, кто в горы, кто в Турцию просто транзитом. Да и в Грузии всё было дорого. Опять же, мы меняли рубли на лари. Был курс 41, и мы подумали, что в Тбилиси будет выгоднее. Но в итоге там курс 38, то есть еще хуже.

«В целом критичного роста цен нет. Но если летом здесь полный пляж, то сейчас три машины: никого нет»

Куда дальше?

Семья планирует добраться до Турции и там перезимовать

Мы в Турцию хотели, там подешевле будет жить. Здесь топливо как минимум в два раза дороже. Если раньше в России мы заправляли полный бак на 4,5 тысячи рублей, то здесь это обойдется в 9 тысяч.

Сложно что-то прогнозировать. Люди озлобились, считают нас предателями, хотя по факту, если бы меня хотели призвать — меня бы не выпустили за границу.

О других путешествиях семьи Михайловых и о том, как им удалось договориться со школой об образовании детей, читайте по этой ссылке.

Не менее сложно было выбраться и из Грузии в Россию: почитайте рассказ екатеринбурженки, которая с семьей простояла в пробке больше двух дней без туалета и нормальной еды. Другой екатеринбуржец честно рассказывал о настоящем аде на границе Казахстана и сравнил один из местных городов с уральской столицей.