Приобретая КАСКО, автовладелец чувствует себя защищенным на все сто процентов в любой ситуации. В момент продажи полиса страховые агенты обещают полную защиту и максимальное содействие - услуги аварийного комиссара, помощь в правильном оформлении всех необходимых документов и т. д. Но чтобы получить причитающуюся выплату, застраховавшемуся нужно быть предельно внимательным. Нарушение хотя бы одного пункта договора грозит ему отказом в компенсации ущерба. В особенностях общения со страховщиком за пределами Екатеринбурга разбирался журнал «ГАИ».
Телефонное право
При ДТП в пределах города, где куплен полис КАСКО, схема действия выучена автовладельцами наизусть. Все просто: позвонить своему страховщику, в ГИБДД, дождаться аварийного комиссара и автоинспектора, которые зарисуют схему и сделают все необходимые замеры. В том случае, когда нет пострадавших и разногласий между участниками происшествия, самостоятельно заполнить извещение, зарисовать схему и ехать для оформления в отделение ГИБДД, на территории которого произошла авария.
А что делать, если вы отправились в далекое путешествие? Как известно, даже за пределы Екатеринбурга аварийные комиссары не выезжают. Как объясняют в страховых компаниях, для них и в городе работы хватает. Но столкновения, к сожалению, случаются не только в черте Екатеринбурга, где был приобретен полис. Лето и начало осени — хорошее время для далеких путешествий. И автолюбители с удовольствием пользуются возможностью продлить курортный сезон еще на несколько недель. Что делать, если авария случилась на трассе?
Конечно, страховщики в один голос убеждают, что процедура урегулирования убытков не зависит от расстояния. Однако все не так просто, как может показаться. Отправляясь в путешествие, не забудьте зарядить телефон и положить на счет хорошую сумму денег - в случае аварии звонить придется много. Сначала, для подстраховки, в сall-центр своего страховщика, чтобы сразу проинформировать об аварии и получить инструкцию по дальнейшим действиям. Хотя практически у всех опрошенных нами страховых компаний, порядок последующих шагов выглядит примерно одинаково. В первую очередь, узнать номер телефона отделения ГИБДД, на территории которого произошла авария, позвонить и вызвать инспектора на место аварии. Если автоинспектор откажется выезжать или же ваш телефон находится вне зоны действия сотового оператора, придется зарисовать все самостоятельно, еще лучше - дополнительно сфотографировать повреждения с привязкой к месту аварии, заполнить извещение, остановить проезжающий мимо автомобиль, чтобы заручиться подписями двух очевидцев. При этом неплохо бы взять у них контакты на тот случай, если в будущем возникнут разногласия со страховщиком. А после этого забыть на время о маршруте и отправляться прямиком в ближайшее отделение Госавтоинспекции или пункт ДПС для оформления происшествия. Вне зависимости от того, в каком уголке России вы находитесь, любое дорожное происшествие должно быть зарегистрировано в течение одних суток. Там же должны выдать заветную справку формы 748, а также заверенные копии всех определений, постановлений и освидетельствований, отсутствие которых - железное основание для отказа в страховой выплате.
Уезжать с места, чтобы добраться до ближайшего пункта ДПС, можно только в том случае, когда нет пострадавших. Если же в одной из машин-участниц ДТП кто-то получил травмы, до момента прибытия инспекторов авто ни в коем случае нельзя трогать. Если нет мобильной связи, информацию о ДТП надо передать с проезжающими мимо водителями.
Обратная связь
Оформление происшествия в ГИБДД - только полдела. Дальше придется заняться общением со своим страховщиком. Находитесь вы в Омске, Нижнем Новгороде, Сочи или Новоалексеевке, в течение 3–5 рабочих дней (срок указан в страховом договоре) вы обязаны уведомить свою страховую компанию письменно. Это можно разными способами: подать заявление через сайт страховой компании, отправить телеграмму с уведомлением или факс из ближайшего к месту аварии отделения связи, указав данные на автомобиль, владельца, время и место ДТП, а также причины, по которым вы не можете лично прибыть в Екатеринбург. Страховщики рекомендуют сделать еще и копию текста телеграммы (факса), заверив их в службе связи, через которую направлено сообщение в страховую компанию. Кроме этого можно дополнительно отправить заказное письмо. В этом случае страховщики требуют прислать полный пакет документов. В него входят заявление в произвольной форме, где указываются обстоятельства аварии и сроки предъявления страховщику поврежденного авто. А также копии страхового полиса, документов на автомобиль, водительского удостоверения, всех справок из ГИБДД, извещения о ДТП.
Срок подачи заявления может быть продлен до 15 рабочих дней, если ДТП произошло в «отдаленном, малонаселенном или труднодоступном районе». Правда, как определяется труднодоступность места и, главное, как это доказать, страховщики не уточняют.
Пути следования
После сбора и отправки всех бумаг перед автолюбителем стоит другая дилемма - что делать дальше? Если повреждения несущественные и можно продолжить путешествие, предварительно сфотографируйте все повреждения. Если автомобиль требует небольшого ремонта, страховщики также советуют сфотографировать повреждения до любого вмешательства автосервиса, а после ремонтных работ - сохранить все платежные документы, от заказ-наряда до товарных и кассовых чеков. Правда, сложно сказать, насколько адекватным может быть ремонтный сервис в «труднодоступных» районах страны. Но тут выбирать не приходится.
Наихудший вариант, если в результате аварии автомобиль не может передвигаться своим ходом. Проще решать этот вопрос, если у страховой компании имеется разветвленная сеть филиалов. Тогда можно обратиться в ближайший региональный офис компании, чтобы провести автотехническую экспертизу и расчет ущерба. И с урегулированием убытков в этом случае проблемы возникнуть не должны. Правда, и в этом случае выезд аварийного комиссара на место ДТП стоит под вопросом - далеко не все филиалы даже федеральных страховщиков имеют собственную службу аваркомов.
Хуже, если вы купили страховой полис у местной компании с малоразвитой или вообще отсутствующей региональной сетью. Тогда придется самостоятельно искать автоэкспертное бюро. И в любом случае - нанимать автоэвакуатор, чтобы доставить машину в Екатеринбург. И это влетит в копеечку. Автолюбителям было бы проще решать все вопросы, если бы в России, как это давно практикуется на Западе, между страховыми компаниями существовали партнерские отношения. Тогда бы клиент одной страховой компании мог обратиться за помощью в офис другой компании-партнера. Но наши страховщики видят друг в друге пока только конкурентов, поэтому ждать помощи со стороны автовладельцу не приходится.
Ситуация усугубляется для тех автовладельцев, которые застрахованы только по автогражданке. Конечно, все страховщики указывают, что любой пострадавший в ДТП водитель имеет право обратиться в собственную страховую компанию в порядке прямого возмещения убытков (ПВУ). Но ограничений по ПВУ так много, а суммы настолько малы (ущерб до 25 тыс. руб.), что легко просчитаться. Лучше не рисковать и идти проверенным путем - подавать заявление о страховой выплате представителю страховщика водителя-виновника аварии. Закон разрешает это делать либо по месту вашего жительства, либо по месту произошедшего ДТП. Узнать, кто является представителем страховщика в данном регионе можно, позвонив как в страховую компанию виновника аварии, так и в Российский союз автостраховщиков (РСА). Телефон круглосуточного информационного центра РСА 8 800 200 22 75. Шансы на скорую выплату невелики, но они есть.
Информация предоставлена журналом «ГАИ».