Дороги и транспорт Неизвестный Свердловск репортаж Жаль, что «айфон на колесах» так и остался лишь макетом: история екатеринбургского завода, где делают трамваи

Жаль, что «айфон на колесах» так и остался лишь макетом: история екатеринбургского завода, где делают трамваи

Уральские инженеры добились цели, несмотря на кризис и проблемы с запчастями

Первенец «Уралтрансмаша», вагон модели 71–401
Источник:

Вот уже почти четверть века в Екатеринбурге на заводе «Уралтрансмаш» конструируют и собирают трамваи. Идея обзавестись электротранспортом собственной разработки родилась в самом начале девяностых годов прошлого века. Создать свой вагон уральских инженеров во многом подтолкнул кризис, в котором оказались трамвайные парки города. В честь 24-й годовщины запуска серийного трамвайного производства на Урале мы решили напомнить, с чего всё начиналось.

Tatra — всё

В начале 1991 года чешское предприятие CKD прекратило поставки своих трамваев в Россию. В то время около 20 предприятий по всей стране эксплуатировали вагоны исключительно чешского производства. Одними из первых забили тревогу транспортники Екатеринбурга, где к тому времени вагоны Tatra составляли основу парков. Именно они в 1992 году выступили инициаторами создания акционерного общества «Российский трамвай».

Вагоны Tatra прочно укрепились в трамвайных парках Свердловска еще во времена Советского союза. На снимке кольцо на площади Субботников
Источник:

Осенью того же 1992 года состоялось специальное рабочее совещание в Екатеринбурге. На нем было решено организовать в России производство трамвайных вагонов, аналогичных чешским Т3М. Выделить цеха под этот проект пожелали сразу несколько предприятий. Среди прочих Орское ТТУ, Серовский ремонтно-механический, Сухоложский завод ЖБИ и Верхне-Пышминский ЗСМК.

Первый СПЕКТР в цехе
Источник:

В 1993 был создан консорциум под названием СПЕКТР (Совместное производство екатеринбургских трамваев). Уже в конце 1993 года заговорили, что вагон должен быть не точной копией чешской Tatra, а более совершенным. Предполагалось оснастить его новейшим тяговым приводом с асинхронным двигателем, у которого не было аналогов в России.

В состав СПЕКТРа вошли Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление, Конструкторское бюро машиностроения им. академика Макеева из южноуральского города Миасса (разработка конструкторской документации), верхнепышминский ЗСМК (сварка трамвайных кузовов и сборка вагонов), Екатеринбургский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод (выпуск ходовых тележек) и Баранчинский электромеханический завод (выпуск электроприводов).

Но первоначальным планам не суждено было сбыться: вскоре после начала разработки конструкторской документации Екатеринбургский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод (в то время он уже назывался «Электротранс») внезапно вышел из состава консорциума. В то же время руководителям проекта виделось, что завод в Верхней Пышме не сможет справиться с заказами, ведь планы были наполеоновские — выпускать до 400 вагонов в год.

Как трамваи оказались на «Уралтрансмаше»

В 1995 году проекту был найден новый партнер — завод «Уралтрансмаш». Именно там и решено было организовать сборку кузовов и тележек новых трамвайных вагонов. Специально для этого на заводе был переоборудован бывший цех военной продукции.

Источник:

Первые два трамвая планировалось сдать к 180-летнему юбилею «Уралтрансмаша», но из-за регулярных срывов поставок комплектующих первый вагон увидел свет только 10 октября 1997 года (эту дату и принято считать рождением уральского трамвая). В тот же день он был передан работникам Западного депо Екатеринбурга, где получил парковый номер № 001.

От чешского собрата уральский вагон сильно отличался внешне: у него была новая кабина с увеличенной площадью остекления, иная компоновка дверей (чтобы салон мог заполняться равномернее). При этом не обошлось и без ухудшений: пол салона пришлось поднять еще выше над землей. Это было сделано, чтобы в салоне не было люков.

Всю последующую зиму и весну специалисты занимались отладкой и испытаниями электроники, при этом с апреля 1998-го вагон начал эпизодически появляться на обкатке, но постоянные технические отказы не дали возможности провести полноценный цикл испытаний. К концу 1998 года было решено отказаться от дальнейшей доводки вагона. Первенца поставили на прикол, а позже он был переведен в спецсостав как вагон-склад, каковым является и сейчас.

Второе пришествие СПЕКТРа

Несмотря на локальную неудачу, на этом история екатеринбургского трамвая не закончилась. Переосмыслив допущенные ошибки, в 1999 году из цехов завода выпустили новую модификацию 71–401. В первую очередь изменению подверглось электрооборудование вагона. И чудо: давнишняя мечта членов союза СПЕКТР сбылась — новый трамвай полноценно вышел на линию. Всего СПЕКТРов модели 71–402 (именно такой порядковый номер был присвоен новому трамваю) было выпущено 57 штук.

Это одна из немногих фотографий первого и единственного вагона модели 71–401. Снимок сделан на улице Викулова
Источник:

Инженеры завода рассказывают, что хотя все речи вокруг СПЕКТРов были в основном положительные и амбициозные, на самом деле в течение 7 лет (с 1999 по 2005 год) наладить производство на конвейере не удавалось. Собирали каждый трамвай чуть ли не вручную. Именно этим можно объяснить частые отказы вагонов и пожары внутри салона, а также отсутствие заказов на новинку трамвайного рынка. Первый крупный заказ пришел из Казани, куда в 2002 году было поставлено 10 вагонов.

В дальнейшем география работы модели 71–402 начала стремительно расширяться. Кроме Екатеринбурга (20 вагонов), трамваи стали работать в Нижнем Тагиле (14 вагонов), Краснотурьинске (4 вагона), Самаре (3 вагона), Волчанске, Ижевске, Ташкенте и Уфе (получили по одному вагону).

Дальнейшая эволюция вагонов

Через два года после начала серийного производства конструкторы «Уралтрансмаша» решили обновить дизайн вагонов, а заодно оснастить свои трамваи последними техническими новинками.

Толчком для появления новой модели 71–403 послужил распад консорциума СПЕКТР, как совместного производства трамваев. К тому времени руководство завода решило, что они уже в состоянии самостоятельно проектировать и собирать трамвайные вагоны.

В основу новой модели взяли серийный 71–402. Сборка первого опытного образца началась весной 2003 года. Уже в июне 71–403 был представлен на Европейско-Азиатском машиностроительном форуме, который проходил в Екатеринбурге. Внешние отличия от предшественника были минимальны — новая округлая форма кабины и тонированные прорезиненные стекла. Кроме того, было усовершенствовано электрическое оборудование вагона (из-за его недостатков периодически возникали пожары).

Конец девяностых. СПЕКТР в Западном трамвайном депо
Источник:

Новый 71–403 получил модные по тем временам новинки — электронный автоинформатор и небольшие цифровые маршрутоуказатели, расположенные на торцах вагона. В сентябре 2003 года трамвай новой модели пригнали на испытания в Западное трамвайное депо Екатеринбурга, где он без особых проблем накатал 1000 километров и вскоре был одобрен технической комиссией, разрешившей пустить его в серию.

В середине января 2004 года началась регулярная эксплуатация новой модели в Екатеринбурге. Также был изготовлен второй опытный вагон, который отправили в Москву для испытаний. Второй вагон, в отличие от первенца, получил дополнительные габаритные огни в верхней части кабины. Правда, столичные трамвайщики указали на ряд недостатков в конструкции кузова вагона, в частности критике подверглось огромное лобовое стекло, которое по мере эксплуатации постепенно разрушалось от вибрации. Спустя год вагон был возвращен на завод для доработки, а позже был передан екатеринбургскому ТТУ.

Вагон модели 71–405
Источник:

В 2007 года СПЕКТРы начали эксплуатировать и в Северном трамвайном депо Екатеринбурга, где до этого работали только Tatra. Уральские вагоны продолжали совершенствовать, избавляя их от «детских болезней». Со временем инженеры подготовили новую модель 71–405. У нее повысили прочность кузова, а кабину и заднюю часть стали делать из формованной пластмассы. В качестве задних сигналов применили оптику от автомобиля Chevrolet Niva. Также вагон получил новые двери и большие окна с тонированными стеклами и раздвижными форточками.

В те же годы три вагона СПЕКТР заказали власти Москвы для Краснопресненского трамвайного депо, где они неплохо показали себя в эксплуатации. А начиная с лета 2008 года, модель 71–405 стала регулярно ездить на 26-м маршруте.

Первый трехсекционный вагон, собранный на «Уралтрансмаше», модель 71–409
Источник:

Параллельно за заводе продолжали экспериментировать, и уже в 2011 году «Уралтрансмаш» представил свой первый трехсекционный трамвай с полностью низким полом. Модель получила индекс 71–409. В дальнейшем трехсекционные модели последуют одна за другой: наибольшую славу получит выставочный R1, прозванный «айфоном на колесах». Но он так и останется макетом.

Футуристичный концепт R1 наделал много шума на выставке «Иннопром» в 2014 году
Источник:

В 2020-м R1 станет экспонатом музея транспорта в Москве. Однако наработки, полученные при конструировании этого футуристичного вагона позднее задействуют при создании «гусеницы» 71–418. Этот крутой трехсекционный вагон активно тестировали на улицах Екатеринбурга в 2020 году.

Наследник легендарного «айфона на колесах», трехсекционнный трамвай 71–418 был впервые показан на «Иннопроме» в 2019 году
Источник:

Сегодня в парках уральской столицы работает почти 70 вагонов, собранных на Уралтрансмаше. Недавно мы рассказывали, что, скорее всего, вагоны этого завода будут обслуживать и новую ветку между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Для этого выбрали модель 71–415.

Вагон 71–415 на презентации в Западном трамвайном депо Екатеринбурга. Такие трамваи, скорее всего, будут ездить до Верхней Пышмы
Источник:

Благодарим за помощь в подготовке данного материала пресс-службу завода «Уралтрансмаш» (в составе УВЗ входит в госкорпорацию «Ростех»).

Об истории открытия регулярного трамвайного движения в Свердловске можете почитать по этой ссылке. Недавно мы вспоминали демонтированные ветки старого города. В прошлом трамваи ходили на улицам 8 Марта и Свердлова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
46
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Совершенно невероятным кажется»: екатеринбургский митрополит впервые высказался о священнике-извращенце
Евгений (Кульберг)
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Мнение
«Добро пожаловать в каменный век!» Главред E1.RU — о крошечной неприятности у нас под ногами
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Священник оказался насильником». Корреспондент E1.RU — о скандале в Екатеринбургской епархии
Даниил Румянцев
Корреспондент E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления