Продолжается история с гигантскими бочками под Косулино, которые с декабря прошлого года охраняют экипажи ДПС. Хозяин тягачей, перевозивших цистерны, утверждал, что у него вымогают взятку, затягивая получение всех необходимых разрешений. Однако его коллеги по рынку перевозок негабаритных грузов не верят в эту версию. Вот что рассказал представитель крупной компании Ярослав, который возит подобные грузы с 2006 года.
«Пытаются ехать ночью и раздавать взятки»
— Хочется спросить: а где же то спецразрешение, по которому вы начали движение? Такие бочки весят 56 тонн, плюс сам прицеп с основой — 16 тонн, тягач — около 16 тонн, в сумме около 88 тонн. Это значительное превышение нагрузок. Ущерб дорогам, компенсацию которого он должен был выплатить для получения разрешения, составляет порядка 500–700 тысяч рублей. Это за путь от завода и до границы за одну бочку. Но люди пытаются ехать ночью и раздавать взятки, — полагает Ярослав.
По его словам, в данном случае ГИБДД выполняет лишь надзорную функцию и не может мешать выдаче разрешения.
— Это особо опасный груз. Только согласование и разработка спецпроекта по его перемещению длятся до пяти дней. Прокладывается маршрут, чтобы ничего не повредить. Где надо — светофоры спиливаются, где-то провода подымаются. ГИБДД лишь подписывает и выдает заключительную резолюцию, и с этим никогда проблем не было. А самое сложное согласование идет с администрацией города и с федеральными и региональными агентствами дорожного транспорта. А у этого перевозчика, я уверен, и ТТН поддельные, и машин сопровождения тоже не было, — сообщил наш собеседник.
«Разрушают дорожное покрытие»
Также много вопросов у Ярослава возникает насчет того, как эти цистерны покинули город и добрались до Косулино.
— Они либо через аварийную развязку у «Калины» проехали с такой нагрузкой, либо через мост в Компрессорном. Ночью, пока не видно. Законно им бы не дали там проехать. И в дальнейшем по пути в Самарканд нагрузки по мостам по большей части не позволяют проехать, потому что это сверхтяжелый груз для мостов. Они просто разрушают инфраструктуру, — пояснил наш собеседник.
Сам он сторонник того, чтобы возить подобные грузы легально, со всеми разрешениями и возмещением ущерба.
— Надо работать, и согласовывать, и искать оптимальные пути, — отметил Ярослав. — Мы, когда такие бочки возили, специальные прицепы брали, где каждая ось поворачивается. С дорожниками согласовывали, чтобы знаки убирали. Ее [цистерну] просто так везти на прицепе нельзя, как этот перевозчик, поэтому они [цистерны] и снесли знаки на Химмаше. Человек, наверное, рассчитывал, что будет по дороге раздавать взятки и разрушать дорожное покрытие. Мы, например, возмещение ущербов платим, нам проблем не надо. Предпочитаем работать законно.
«Сам рынок негабаритных перевозок толкает на нарушение»
По словам Ярослава, причина таких эксцессов — желание сэкономить, под которое подстраиваются отдельные перевозчики в условиях нездоровой конкуренции. В итоге перевозчик вынужден преступать закон.
— Есть грузоотправители, которые платят возмещение ущербов дороге, и таких много. Там здоровая конкуренция. Но когда приходят люди, которые говорят, что увезут в несколько раз дешевле (не выплачивая компенсацию вреда дорогам. — Прим. ред.), мы не можем с ними соревноваться. К примеру, стоимость перевозки — 3 миллиона рублей (из которых 1 миллион — за ущерб дорожному покрытию), а везут за миллион. Мы содержим водителей сопровождения, диспетчера, инженера. А там — один водитель и сам перевозчик. Пытаются проскочить ночью, — рассказывает собеседник.
Он считает, что в данном случае виноват в том числе и заказчик, который создает такие условия и выбирает самый дешевый вариант, а «крайним» остается перевозчик. Из-за этого страдает весь рынок и люди, которые стараются всё делать по закону.
— Система несовершенна, но вопрос не в государстве, которое пытается это регулировать, а в грузоотправителе. Ему важна только прибыль. За ущерб никто не платит. Сам грузоотправитель крадет деньги у государства. Он допускает, чтобы его груз везли с ущербом инфраструктуре. Перевозчик пытается предложить минимальную цену, а в итоге делает всем плохо.
«Изначально сам рынок негабаритных перевозок толкает на нарушение. Виноват тот, кто отгрузил бочку, но ответственность переложат на перевозчика»
«Огромные деньги не доходят до государства»
— Возьмем эти 22 бочки. Ущерб от каждой дорогам от Екатеринбурга до границы — минимум 500 тысяч. Его не оплатили, проехали ночью или договорились заплатить кому-нибудь — и государство не получило 11 миллионов рублей, а это бюджет небольшого населенного пункта, — подчеркнул Ярослав. — Еще меня смущает, что у этого перевозчика башкирские номера.
«У нас что, своих перевозчиков нет? Почему не взяли из нашего региона? Потому что выбрали самого дешевого»
По подсчетам нашего собеседника, транспортировка 22 цистерн до границы по закону обошлась бы примерно в 80 миллионов рублей, но перевозчик получил лишь малую часть от этой суммы.
Также Ярослав заступился за экипаж ГИБДД, охраняющий цистерны, и объяснил, почему он там стоит:
— Просто они не могут утащить их [цистерны] на штрафстоянку, для этого нужно маршрут проложить, куда-то втиснуть их еще. Кроме того, впереди каменская развязка, тоже не факт, что можно будет на ней развернуться. Куда тащить на штрафстоянку и каким образом — непонятно. Они просто обеспечивают сохранность груза.
А вот что рассказал один из ветеранов ГИБДД, пожелавший остаться анонимным:
— Да, определенно, нарушения у этого большегруза есть. Однако дело в том, что негабаритов на самом деле очень много по городу и области ездит. Но далеко не каждый ловит экипаж ДПС и потом охраняет по месяцу. Так просто машин и людей не напасешься. Это экстраординарный случай.
Утром в понедельник мы также отправили письменный запрос на Уралхиммаш, но ответа пока не получили.
Ранее мы публиковали рассказ перевозчика, который заявил, что у него вымогали деньги за то, чтобы уехать. Впервые гигантская бочка попалась на глаза жителям Химмаша — там длинномер зацепил несколько заборов и дорожных знаков. Мы объясняли за минуту, что с ними не так. Официальный ответ ГИБДД можно почитать тут.