E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, дождь

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

726мм 92%
Подробнее
5 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Бизнес обзор Пришли в упадок. Истории пустующих торговых центров Екатеринбурга, которым понадобилась перезагрузка

Пришли в упадок. Истории пустующих торговых центров Екатеринбурга, которым понадобилась перезагрузка

Что не так с этими объектами и почему в них вдруг решили сменить концепцию

Рассказываем про торговые центры Екатеринбурга, которые переживают большие перемены

В Екатеринбурге сразу несколько торговых центров переживают кризис, и их владельцы затеяли смену концепции. 1 апреля под новой вывеской и в другом формате заработал ТЦ Sila Voli, в Limerance решили закрыть элитные бутики и перепрофилировать освободившиеся площадки, а «КомсоМОЛЛ» на ЖБИ вообще решили превратить в термальный курорт. Корреспонденты E1.RU заглянули в пустующие моллы, чтобы посмотреть, что там творится.

«Уют-холл»

Торговый центр между улицами Толмачева и Карла Либкнехта построили в 2008 году. Тогда его развитием занимались владельцы «Гринвича» Игорь Заводовский и Константин Погребинский, они запустили ТЦ «Гринго», который позиционировал себя как girls-маркет. В 2011 году он сменил собственника. Тогда же торговый центр впервые сменил название и стал MODA, но в этом качестве долго не просуществовал. Через несколько лет появилось название Sila Voli и концепция центра для людей, ведущих активный образ жизни.

Посмотрите, как менялся облик ТЦ

В конце 2023 года руководство объекта снова заявило о намерении сменить концепцию, поняв, что бизнес на спорттоварах не взлетел.

— Экономические события последних лет — пандемия и спецоперация — привели к тому, что ряд спортивных брендов ушел из России. Поэтому спортивная концепция Sila Voli перестала работать в том формате, в котором мы ее задумывали, и мы приняли решение сделать реконцепцию центра, — говорила ранее управляющая ТЦ Дарина Дорогова.

На месте спортивных магазинов решили продавать мебель, бытовую технику и товары для дома. Мы попросили члена совета Гильдии маркетологов, директора медийного агентства AMG Сергея Балакирева оценить перспективность новой концепции. Он ответил, что с узкой специализацией на интерьерных товарах торговому центру будет проще выжить: не придется конкурировать с крупными и имеющими более выгодное положение ТЦ с широким ассортиментом.

Пока магазины в «Уют-холле» только ждут своего открытия

Идея создать интерьер-маркет эксперту показалась логичной, потому что в Екатеринбурге высок спрос на новое жилье, а значит, и на его обустройство.

— Если в Екатеринбурге прижился интерьерный центр Architector, то почему бы ему не расширить географию, ведь заниматься проектом будут те же люди, — отметил Сергей Балакирев.

В новом формате молл заработал 1 апреля. Правда, пока в «Уют-холле» открылись только кофейня Duo, скалодром, который сохранился здесь от Sila Voli, и галерея мебели Teak House. Остальные арендаторы должны начать работу в апреле-мае — договоры подписаны уже со всеми.

Торговый центр уже в третий раз меняет облик

«КомсоМОЛЛ»

Этот торговый центр построили в 2009 году на выезде из города — на дублере Сибирского тракта. Положение и так не самое выгодное, а в 2014–2015 годах еще и ГИБДД нашла нарушения в организации въезда на территорию и закрыла его. После скандала посещаемость ТЦ резко упала.

Неудивительно — ведь из-за проблем с въездом оттуда сбежали многие арендаторы. Сначала закрылись не очень известные мелкие магазинчики, а потом очередь дошла до Zarina, H&M и Centro (хотя следы существования некоторых до сих пор сохраняются в элементах навигации по ТЦ).

Все беды у ТЦ начались из-за плохо организованного въезда на территорию

Одному из крупнейших арендаторов — гипермаркету «Карусель» — удалось продержаться там аж до 2019 года (площадь, на которой он работал, была у него в собственности). Правда, в 2015-м его законсервировали на какое-то время из-за проблем с подъездом. Причиной окончательного закрытия точки стала ее нерентабельность.

На месте «Карусели» открылся «нищемаркет» «Доброцен». Но вскоре и ему пришлось свернуть бизнес в умирающем торговом центре и переехать в помещение на Керамике. Теперь за продуктами жильцы соседних домов на Синих Камнях и ЖБИ ходят в «Чижик» — он открылся в «КомсоМОЛЛе» в 2022-м, но не на том месте, которое занимали «Карусель» и «Доброцен», а в помещении поменьше. Широкую площадку с высокими потолками отдали под волейбольный клуб Honey Volley.

Сейчас в «КомсоМОЛЛе» весьма уныло

В 2018 году обанкротившаяся компания «Уралинвест», которой принадлежал «КомсоМОЛЛ», продала его Альфа-Банку за 1,1 миллиарда рублей. Поначалу новый владелец пытался вдохнуть жизнь в торговый центр. После нескольких лет упадка там решили открыть кинотеатр, также у владельцев были планы организовать хостел для спортсменов.

Однако попытки оживить ТЦ не принесли успеха и Альфа-Банк решил всё-таки избавиться от объекта. Его несколько раз выставляли на продажу: в 2021 году за него просили 1,4 миллиарда рублей, а к сентябрю прошлого года цена рухнула до 850 миллионов.

Сейчас торговый центр оказался максимально близок к смене собственника. На молл положила глаз компания Baden Family, которая известна своими термальными курортами. В марте она заявила о планах выкупить «КомсоМОЛЛ». ТЦ понадобился владельцу курортов Евгению Кононову для того, чтобы к 2026 году создать там гигантский «Баденленд» с бассейнами, банями и пивными термами. Компания презентовала проект еще до момента заключения сделки.

Сами арендаторы получают крупицы информации и толком не знают, что их ждет. В июне должны завершиться переговоры по сделке, и, если она состоится, скоро всем магазинам придется закрыться и съехать. При этом, по данным источника E1.RU, администрация ТЦ недавно продлила некоторые договоры аренды на год.

Посмотрите видео из многострадального торгового центра в Екатеринбурге

Limerance

Торговый центр Limerance на улице Воеводина, который принадлежит застройщику TEN, тоже ждет смена концепции. 31 мая там закроются бутики элитных брендов, в том числе Karl Lagerfeld, Valentino и Emporio Armani, развитием которых занималась управляющая компания ТЦ (магазины арендаторов останутся).

Освободившиеся места перепрофилируют. Всё это из-за ухода международных брендов с российского рынка.

В элитных бутиках началась распродажа перед закрытием

— Более 80 международных фешен-брендов решили приостановить поставки товара и закрыть бизнес-проекты в России и Белоруссии. Логистические трудности нарушили многолетние транспортные связи, что напрямую сказалось на ценах и сроках доставки товара, — рассказали в пресс-службе торгового центра.

Роскошные бутики в Limerance оказались не нужны покупателям

Наряду с магазинами в торговом центре работают офисы и студия Четвертого канала. Корреспондент E1.RU, который прогулялся по Limerance, отмечает, что там сейчас практически нет покупателей, проходимость очень низкая.

«Гермес»

Похожая ситуация наблюдается в торговом центре «Гермес» (ранее — «Гермес Плаза»), который изначально позиционировал себя как премиальный торговый центр, а сейчас активно перестраивается в офисник. Из-за этого там уже давно тянутся споры между собственниками небольших бутиков и руководством ТЦ, который связан с сетью парфюмерных магазинов «Золотое яблоко».

Мы подробно рассказывали о конфликте в декабре 2022 года. Одной из причин судебных разбирательств стало то, что в здании, которое изначально было четырехэтажным, без разрешения части собственников начали надстраивать пятый и шестой этажи. Бизнесмены заявили, что реконструкция проводилась незаконно, но руководство молла это отрицало. В Госжилстройнадзоре заявили, что реконструкцию вели на основании разрешений, выданных администрацией города.

В 2021 году сеть «Золотое яблоко» окончательно закрыла свой филиал в «Гермесе», который был там якорным магазином, но прекратил работу еще во время пандемии. В 2023 году из ТЦ со скандалом ушел фитнес-клуб «Молот». В комплексе началась реконструкция четвертого этажа.

Многие предприниматели не согласились на перепланировку, но управляющую компанию это не остановило. Вместо магазинов там решили открыть офисы «Золотого яблока», а собственников этих помещений вынудили либо сдать их в аренду, либо продать. Причем деньги за помещения предлагали совсем не те, на которые рассчитывали собственники. Кто-то плюнул, сдался и ушел, но самые упертые бизнесмены остались. Они до сих пор продолжают отстаивать свою позицию в суде.

Не хватает только перекати-поля

«Золотое яблоко», связанное с руководством ТЦ «Гермес», обвиняют в захвате площадей, которые считаются общими. Летом 2023 года компания перегородила проходы к верхним этажам, где строятся ее офисы. Верхние этажи стали практически недоступны бизнесменам и посетителям ТЦ.

Сейчас по зданию ходят всего человек десять, в основном это сотрудники офиса «Золотого яблока». Много помещений сдается в аренду, и почти на каждом магазине написано, что у них проходят акции и скидки (видимо, чтобы хотя бы так привлечь покупателей).

Продавцы пытаются привлечь покупателей скидками

Мнение эксперта

О том, что сейчас происходит с торговыми центрами Екатеринбурга и почему многие из них пришли в упадок, мы спросили у риелтора, специалиста по коммерческой недвижимости компании «Ориентир.Недвижимость» Ильи Зайцева. Эксперт считает, что у трудностей каждого проблемного объекта есть своя причина: так, в случае с «КомсоМОЛЛом» это плохо организованный подъезд.

— В отличие от «КомсоМОЛЛа» «Мега», которая тоже находится на выезде из города, на трассе, процветает, у нее всё хорошо в плане наполняемости арендаторами, потому что рядом организована нормальная транспортная развязка, — отмечает Илья Зайцев.

У Limerance другая ситуация.

— Он же больше ориентирован на премиальный сегмент, но, как сообщали сами представители этого торгового центра, в связи с импортозамещением они теперь не вытягивают этот формат, поэтому меняют концепцию. То есть тут есть четкое понимание, что не так, — говорит эксперт.

Что касается «Гермеса», то его уход в сторону офисных помещений специалисту по недвижимости вполне понятен.

Офисы, конечно, более востребованы: у торговых площадей доходность меньше, на офисах можно зарабатывать больше.

— «Уют-холл» взял хороший старт, выбрал удачный формат кафе с легкими блюдами, что отлично подходит для студентов, которых много в этом месте. В первые же дни туда стало заходить много молодежи, — заметил Илья Зайцев.

На вопрос, каким сейчас должен быть успешный торговый центр, эксперт в качестве примера называет VEER Mall и «Мегу».

— В VEER Mall пока по наполняемости, как я понимаю, довольно сложно, но его еще раскачают. У него современный архитектурный стиль. Стабильно и хорошо развивается «Мега». Это пример того, как можно не просто получать деньги с арендаторов, но и привлекать их к благоустройству территории. А если мы берем тот же «Гринвич», да, он находится в центре и качает по наполняемости, но по логистике внутри есть большие вопросы: если ты там постоянно ходишь и знаешь, где что располагается, то окей, но люди, которые туда приезжают, зачастую теряются, и потенциальный арендатор может просто не встретить своих клиентов, — заключил Илья Зайцев.

Ранее мы также рассказывали про проблемные места для бизнеса, где постоянно закрываются магазины и кафе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY7
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления