19 января среда
СЕЙЧАС -3°С
Фото пользователя

Артемий Захаров

журналист, медиапродюсер
Фото пользователя

Артемий Захаров

журналист, медиапродюсер
Другие статьи автора

Цены на жилье как в Москве, а зарплаты — как в Екатеринбурге: уральцы добрались до протестного Хабаровска

Публикуем путевые заметки екатеринбуржцев, которые едут на машине во Владивосток

Поделиться

Артемий и Дарья добрались до Хабаровска

Артемий и Дарья добрались до Хабаровска

Поделиться

Екатеринбуржцы Артемий Захаров и Дарья Миролеева больше месяца путешествуют по России на машине, их конечная точка — Владивосток. Ребята доехали уже до Хабаровска. О своих приключениях в пути уральцы рассказывают в онлайн-дневнике. Публикуем очередную серию путевых заметок.

На протяжении 2600 метров Хабаровский мост под колёсами шуршит, словно пачка новых пятитысячных купюр, на которых, собственно, и красуется это «Амурское чудо». Парадный въезд в теперь уже бывшую столицу Дальнего Востока и спустя век впечатляет. Чего уж говорить о свидетелях строительства этого железнодорожного шедевра. Недаром проект фермы получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Последний фрагмент той ещё царской версии моста сегодня стоит на берегу Амура в качестве музейного экспоната.

Поделиться

Поделиться

Построенный в годы Первой мировой войны мост через Амур, тогда его называли Алексеевским в честь новорожденного наследника престола, стал последним звеном Транссибирской магистрали, проходящей исключительно по территории России (до этого часть пути пролегала через Китай). По темпам строительства и протяженности он превзошел все аналогичные сооружения тех лет на всём континенте.

А дальше — как в книжках по истории: во время Гражданской войны мост частично подорвали, в годы НЭПа восстановили, в Великую Отечественную по нему шли эшелоны, а затем нескончаемые грузы и пассажиры на БАМ, в Комсомольск и до тихоокеанских портов. В новой России мост реконструировали, расширили и совместили с автодорожным проездом. Он перестал быть самым длинным, но не потерял своей значимости. В сущности своей Хабаровский мост стал этакой метафорой, историей в миниатюре самого края и его столицы.

Поделиться

Поделиться

До того как стать Хабаровском, это поселение называли Хабаровкой, а ещё ранее — Хабарово. Все эти словесные вариации так или иначе были посвящены землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову, исследовавшему эти земли ещё в середине XVII века. Основателем же города стал граф-губернатор Николай Муравьёв, который в 1858 году подписал невыгодный для китайцев Айгунский договор. Ослабленная опиумными войнами Империя Цин согласилась разделить до сих пор нейтральные земли по реке Амур. И таким образом весь левый берег, а это больше миллиона квадратных вёрст, без единого выстрела отошел под русский триколор. При жизни Муравьёв получил титул «Амурский», а сразу после смерти его имя увековечили в бронзовой скульптуре на вершине Хабаровского утёса.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Сегодняшний памятник Муравьеву — копия оригинальной скульптуры. В советские годы на месте 16-метрового губернатора стоял двухпогонный товарищ Ленин. После распада Советского Союза хабаровчане исправили эту монументально-историческую несуразность. Как и прежде, основатель города смотрит в сторону Китая, до которого рукой подать. Ближайшее поселение Фуюань находится на расстоянии 65 километров.

В ясную погоду со смотровой площадки видны не только сопки Поднебесной, но и разморённые тела хабаровчан. В жаркие дни набережная Адмирала Невельского превращается в гигантский пляж, на котором загорают, рыбачат, играют, выгуливают собак, но только не плавают. Купание здесь, как написано на табличках, «запрещёно». И немудрено. Город омывает тёмно-ржавая вода Амура и впадающей в него Уссури. На вопрос почему местные жители сурово кивают в сторону противоположного берега и на курсирующие под носом баржи с топливом и древесиной.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

К счастью или к сожалению, сумасшедшие природные капиталы и статус регионального центра не помогли Хабаровску по-настоящему стать мегаполисом. Перенос столицы федерального округа во Владивосток и вовсе, кажется, на этой перспективе поставил крест. Вот уже 30 лет население города колеблется, словно маятник, вокруг отметки в 600 тысяч человек. С одной стороны, ежегодная эмиграция молодёжи и опустевшие административные здания. С другой — мигранты, военнослужащие и новоиспечённые землевладельцы по программе «Дальневосточный гектар». Цены на жильё и продукты в Хабаровске ближе к Москве, тогда как заработки немногим больше, чем в Екатеринбурге. Дальневосточная надбавка разницу эту не компенсирует, отчего Хабаровск стабильно признают одним из самых дорогих для жизни городов в России. Но при этом и самым благоустроенным.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Летом город на трёх холмах утопает в зелени. Фонтаны, бывшие доходные дома, советские парки и самые старые в стране трамваи — всё могло вызвать лишь умиление, если бы на этом фоне каждую субботу не проходила протестная толпа ещё недавно напрочь аполитичных хабаровчан. Их голос, возможно, впервые за всю историю прозвучал так громко, что даже рядовой растиражированный слоган «Хабаровск — город, в котором хочется жить» наполнился новым смыслом.

Пройдено 28 358 шагов, +5 часовой пояс, регион 27.

Ранее Артемий и Дарья рассказывали, чем прекрасен Томск, писали, как они добрались до Байкала.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК28
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ4
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter