Детская филармония приготовила для "Ночи музеев" свою программу. Горожанам собираются рассказать о коллекции дирижерских палочек Марка Павермана - основателя Уральского академического симфонического оркестра и Уральской школы оперно-симфонического дирижирования: чем отличаются дирижерские палочки друг от друга, из каких материалов они создаются, и что за истории связаны с палочками Павермана.
Уникальные экспонаты хранятся в семейном архиве, сделаны они из клена, яблони, ореха, березы, пробкового дерева и углеродного пластика. За свою более чем полувековую историю эти палочки объездили полмира. В руках знаменитого дирижера они заставляли огромные оркестры звучать так, что у слушателей на глаза наворачивались слезы.
Свою историю дирижерская палочка ведет с начала XIX века. Ее первооткрывателем считается немецкий музыкант Луи Шпор. На Франкенгаузенском музыкальном празднике в 1810 году он дирижировал палочкой, скатанной из бумаги. Поначалу этот способ управления оркестром поверг всех в изумление. Но довольно скоро дирижеры всего мира оценили его преимущества.
Палочки не зря делают именно из светлого дерева – они должны быть заметны музыкантам и выделяться в полутьме. Удивительная история случилась в парижском театре "Опера комик", когда в середине оперетты Оффенбаха вдруг погас свет. Находчивый дирижер не растерялся и стал управлять оркестром с помощью зажженной сигары.
"Первые дирижерские палочки, которые появились на прилавках музыкальных магазинов Советского Союза, представляли собой обычные обточенные и отшкуренные прутики. Чтобы их удобнее было держать, приходилось использовать пробки от шампанского. Позже в продаже стали появляться более изящные варианты", - пишет в своих воспоминаниях Марк Паверман.
Традиционной считается палочка, которая сужается от рукоятки к вершине. Но в коллекции Марка Павермана есть редкий экспонат с утолщением на конце. Дирижер считал, что для разных концертов необходимы палочки, различные по цвету, форме и размеру. Этого же мнения придерживается Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра и главный дирижер Лондонского симфонического оркестра. Он всегда возит с собой целый комплект дирижерских палочек, к которым подпускает только директора оркестра. Одно время Гергиев предпочитал очень короткие палочки. Пару раз даже казалось, что он дирижирует зубочисткой.
На фото: автор Юлий Бершадский "Марк Израилевич Паверман", картина из коллекции Екатеринбургской галереи современного искусства